Блог «МониторингАвто»

08.02.2017: Платон. Первые итоги.

Системе взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» исполнился год. За это время она получила скандальную славу и вызвала множество споров, сначала очередями в офисах оператора, а после — широчайшими протестами разгневанных дальнобойщиков по всей России. За счет этого на время удалось отстоять льготный тариф, однако скоро он все же увеличится вдвое. Чего же удалось добиться, благодаря введению системы «Платон»? Давайте разберемся.

В конце 2016-го года оператор «Платона» публично поделился следующей статистикой. За 13 месяцев своего существования система, в которой сейчас числятся 786,7 тысячи грузовиков, позволила собрать 18,1 млрд рублей. На эти средства отремонтировали более 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах, а также профинансировали реконструкцию и ремонт 31 моста и путепровода в 19 субъектах.

Впечатляет? Если честно, не совсем.

Для начала — на ремонт дорог в этом году государство в итоге потратило больше, чем заработал «Платон».
Далее… «Платон» уверяет, что «663 тысячи машин резидентов и 124 тысячи нерезидентов — это 79% от целевой аудитории». Но в России зарегистрированы 1,9  млн грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн. Это значит, за проезд реально платит лишь треть российских перевозчиков!
А если разделим общую сумму на количество машин, получим, что каждый грузовик привез только 23 тысячи рублей и проехал всего 15 тысяч километров. Меньше иной легковушки.

Вывод напрашивается один: дальнобойщики нашли способ, как обойти систему. Правда, с одним важным уточнением: большие компании исправно платят за каждый километр пробега каждого автопоезда (их деньги — это 63% всех сборов «Платона»), а частники действуют двумя способами:
Оформляют так называемый «бомжуйский паспорт»
С начала 2015-го до середины 2016 года 320 тысяч юрлиц переоформили машины на частников. Плюс сами частники вдруг массово начали регистрировать технику на других людей. Зачем? Это так называемая схема «бомжуйского паспорта».
В некой деревне живёт некий Иван Иванович, который не имеет ни личного имущества, ни водительского удостоверения, а потому ничего не боится. На него и записываются грузовики: пусть присылаются штрафы, проходят суды, приезжают приставы… Иван Иванович исправно платит чисто символические 1 000 рублей каждый месяц, чтобы фуру не арестовали. И всё.
Накрывают прибор «кастрюлей»
Дальнобойщики прекрасно знают, где стоят стационарные рамки и мобильные патрули «Платона» — этой информацией полны профильные форумы. Плюс, никто не отменял общение по рации. Дальше — дело техники.
Бортовое устройство можно и просто отключить, но внутри есть аккумулятор, так что прибор некоторое время будет считать километры. Проще — накрыть коробочку «кастрюлей»
Перед камерой водитель включает бортовое устройство, а проехав её — выключает. Самый простой способ — банально накрыть прибор любым металлическим предметом («кастрюлей»), чтобы он перестал ловить сигнал. Но некоторые дорабатывают начинку электронного счётчика. А как машина доехала от рамки до рамки, не проверишь.

Знают ли платоновцы, что водители их дурят? Разумеется. Поэтому в конце декабря вышло постановление правительства, согласно которому, автоперевозчики, не оплатившие штраф за уклонение от взносов в системе «Платон», не смогут пересекать госграницу до тех пор, пока не внесут деньги. Тех, кто оказался на территории другого государства, не впустят обратно до погашения долга. В Минтрансе пояснили, что цель нововведения — «создание равных условий для российских и иностранных грузоперевозчиков и усиления контроля за внесением платы». Сами перевозчики уверены: это нужно только для того, чтобы принудить их платить взносы в «Платон».

Кроме того, Госдума по инициативе МВД готовит законопроект, который полностью запретит физическим лицам регистрировать на себя грузовики полной массой свыше пяти тонн, если человек не имеет патента на грузоперевозки. А значит частники, которые сейчас не платят за проезд, просто не смогут регистрировать на себя автомобили.

Кроме того, государство силами РЖД добивается, чтобы железнодорожные перевозки стали более выгодными и предсказуемыми, нежели доставка грузов на дальние расстояния фурами. Логика такова: грузовики должны остаться только на коротком (до 400 км) плече. Для этого сделано очень многое. Многократно выросло количество грузовых поездов, следующих по расписанию, с точным временем отправления и прибытия. Запущены регулярные контейнерные маршруты, часть из которых — ускоренные. Созданы тарифные коридоры, универсальные транспортные сервисы.

Минтранс продолжает продавливать повышение тарифов «Платона»: по мнению чиновников министерства, в феврале стоимость километра пробега для 12-тонников должна вырасти до 2,61 рубля, а с июня — до 3,06 рубля. А значит тарифы на перевозку грузов транспортным компаниям все-таки придется поднять.
В результате:
На 3-10% (в зависимости от груза), по оценкам экспертов, повысится стоимость продуктов в магазинах.
Крупные грузоотправители неизбежно сместят акценты на железнодорожные перевозки — значит, на дорогах станет гораздо меньше дальнобойщиков. А как только введут запрет на регистрацию грузовиков, исчезнет такое понятие, как «частник».
Поэтому 2017-й, как мы уже писали раньше, будет очень непростым годом для дальнобойщиков.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу рассылку сейчас и получайте эксклюзивные советы по контролю автопарка!