Подставы на дорогах — прибыльный бизнес для мошенников и головная боль для обычных водителей. От попадания в нештатные ситуации не застрахован никто, но знать основные схемы не помешает: предупрежден — значит вооружен.
Нередко злоумышленники выбирают участки дорог без камер и подстраивают ДТП, в которых обвиняют честных водителей грузовиков и легковых авто. Автоподставщики пытаются запугать жертв лишением прав, если они покинут место аварии. При этом предлагают сразу заплатить наличными, чтобы решить «проблему» без привлечения ГАИ.
В зоне риска оказываются не только более уязвимые автомобилисты — новички, женщины и пожилые люди, но и наемные водители. Последним выгоднее расплатиться на месте, чем терять время и фиксировать факт ДТП, ведь руководство за это не похвалит.
Расскажем подробнее об 11 схемах мошенников — как о классических, так и ставших популярными в последнее время.
«Коробочка»
Вы едете между двух машин. Левое авто делает резкое движение вправо, но при этом не перестраивается полностью. Вы инстинктивно выворачиваете руль вправо, чтобы избежать столкновения, но в итоге врезаетесь в правую машину, которая специально держалась ближе к вам.
Тормозят после обгона
Машина обгоняет вас, и, оказавшись впереди, мошенник сразу нажимает на ручной тормоз, чтобы не загорелся стоп-сигнал и вы не смогли среагировать быстро. В итоге злоумышленник обвиняет вас, что вы не соблюдали безопасное расстояние. Доказать его виновность можно с помощью видеорегистратора.
Аналогичная схема: автомобиль впереди вас внезапно «ломается» и встает на аварийку. Вы начинаете перестраиваться, но справа поджидает вторая машина мошенников, которая и провоцирует столкновение.
Откат назад
Вы стоите на светофоре, и впереди стоящая машина резко откатывается назад. Вы не успеваете среагировать, результат — столкновение, в котором мошенники обвиняют вас. Доказать, что вы на самом деле не двигались, и наехали именно на вас, сможет видеорегистратор.
«Уступи дорогу»
Вы двигаетесь в левом ряду, а автомобиль сзади сигналит, якобы очень спешит, и требует уступить дорогу. Вы перестраиваетесь и врезаетесь в авто с мошенниками, которое ранее не заметили — оно ехало в стороне в «слепой» зоне. Если же реального столкновения не происходит, его могут сымитировать — с помощью броска предмета для звука удара и заранее нанесенных царапин.
Затирка краски на бампере или крыле
Злоумышленники заранее затирают краску на своем авто наждачкой или сухим мылом либо царапают гвоздем. Потом на дороге имитируют столкновение с помощью броска камня, бутылки или овоща, которые помогают создать характерный звук, и обвиняют, что это вы повредили их авто. Если вы не заметили удара, вас могут догнать и пригрозить лишением прав на 1,5 года за оставление места ДТП. Иногда затирку делают прямо на месте — пока один мошенник отвлекает водителя, второй оперативно наносит «повреждения».
Аналогично действуют и мошенники-мотоциклисты, которые заранее затирают экипировку, имитируют столкновение и требуют оплатить восстановление.
Еще одна вариация этой схемы — мошенничество на парковке, где много машин и они стоят близко друг к другу. Автоподставщики устанавливают свою камеру и объявляются не сразу, а спустя время, когда записи с городских камер уже стерты по сроку давности. Они предъявляют свои видеодоказательства и обвиняют, что вы повредили их авто, хотя на самом деле мошенники сами затерли краску заранее. Затем они грозятся, что за оставление места ДТП вас могут лишить прав и лучше просто заплатить им за ремонт. Поддаваться нельзя: требуйте копию протокола об административном правонарушении — без него вас не смогут лишить прав.
Другой вариант: злоумышленники едут сзади вас и вдруг начинают сигналить и просят вас остановиться. Они сообщают, что из-под колес вашего авто якобы отлетел небольшой камень, который оставил скол на лобовом стекле их машины, и просят оплатить ремонт. На деле же скол был сделан заранее.
«Сюрприз» на перекрестке
Машина автоподставщиков припаркована на главной дороге у перекрестка. Они ждут, пока вы пропустите автомобили, движущиеся по главной дороге, и отвлечетесь от них. Когда вы уже пересекаете дорогу, мошенники резко начинают движение и набирают скорость, из-за чего происходит ДТП. Мошенники обвинят вас, что по правилам дорожного движения вы не уступили транспорту, пользующемуся преимуществом.
Подстава на круговом движении
Злоумышленники «ловят» обычных водителей на невнимательности. По правилам съезжать с круга направо можно с крайнего ряда. Автоподставщики колесят по кольцу с интенсивным движением и подрезают тех, кто начинает поворачивать со второго ряда. В этой схеме обычно используют либо старые авто, которые не жалко, либо, наоборот, дорогие, за повреждение которых они могут получить внушительную компенсацию.
«У вас машина дымит»
Мошенники сигналят вам и просят остановиться, а потом сообщают, что из капота виден дым: для убедительности подкидывают под днище дымовую шашку. Как вариант, в выхлопную трубу могут подлить отработанное машинное масло, которое и создаст черный дымок, затем предлагают открыть капот и туда на разогретые части двигателя тоже подливают масло, чтобы дым пошел еще и оттуда.
Автовладелец начинает искать причину задымления и не находит, а злоумышленники предлагают свою помощь (конечно, не бесплатную) или зовут в «дружественный» автосервис.
Наезд на пешехода
Еще один классический вид автоподстав: человек преграждает вам путь, а затем ложится на землю и утверждает, что его сбили. Проверить истинное состояние жертвы поможет вызов скорой помощи — мошенник может испугаться и ретироваться. Доказать вашу невиновность также сможет видеорегистратор.
Недобросовестные автоюристы
Эта схема может сочетаться с описанными выше или использоваться отдельно. При ДТП с небольшими повреждениями на место подъезжает человек, который предлагает вам получить компенсацию сразу, не дожидаясь выплаты от страховой — якобы, это долго и муторно.
При этом мошенник заставляет вас подписать договор цессии и доверенность, чтобы получить права на представление владельца авто в суде. Позднее злоумышленник с помощью поддельной экспертизы получит от страховой выплату гораздо больше, чем предложил вам. Если эта сумма превысит ту, что должна покрыть ремонт, то еще и счет от налоговой придет вам, а не «юристу».
«Мы вам перезвоним»
Способ тоже может сочетаться с одним из описанных выше. После аварии с незначительными повреждениями мошенники утверждают, что ничего страшного не произошло, и вы можете ехать дальше, но предлагают обменяться номерами телефонов на всякий случай. Позднее вам звонят и обвиняют в оставлении места ДТП, а молчание оценивают в кругленькую сумму.
Как защитить себя от мошенников
От попадания в неприятную ситуацию не застрахован никто, но можно обезопасить себя от ее последствий:
установите на автомобиль или грузовик видеорегистратор и камеру заднего вида — обзор с разных ракурсов поможет записать больше деталей происшествия. А за подключением камер можно обратиться к нам в «МониторингАвто»;
будьте внимательны на дороге и тщательно соблюдайте ПДД и скоростной режим;
ни в коем случае не уезжайте с места ДТП и вызывайте сотрудников ГИБДД, даже если злоумышленники настаивают «решить вопрос» деньгами и быстро разъехаться;
сфотографируйте все детали происшествия и повреждения авто;
не отдавайте в залог ключи от машины или документы;
сохраняйте спокойствие и не вступайте в словесную перепалку или драку с мошенниками.
Транспондер — это устройство для безостановочного проезда по платным трассам, которое помогает сэкономить время в очередях. Рассказываем, как им пользоваться и где приобрести. Транспондер позволяет
Мир стремительно развивается, и транспортная отрасль не отстает. В ближайшие годы мониторинг транспорта перейдет на новый уровень, интегрируя передовые технологии и отвечая на вызовы современности.
Все тахографы СКЗИ и ЕСТР имеют два слота для карт, чтобы при необходимости фиксировать режим труда и отдыха водителей, работающих в составе одного экипажа. Рассказываем,
В каждой компании с собственным автопарком рано или поздно возникает вопрос об оптимизации его работы и сокращении издержек на его содержание. Рассказываем, что нужно сделать
Ранее «Известия» сообщили, что с осени 2024 года 75% таксистов не смогут работать легально. Всё дело в новых требованиях, связанных с оформлением ОСГОП — обязательного
С 1 января 2025 года лесозаготовительной и лесопожарной технике запретят работать без средств навигационного контроля, а нарушителей ждут крупные штрафы. Разбираемся, как владельцам ТС соответствовать