Датчик уровня топлива: для чего он нужен и как работает

Содержание

Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство для контроля высоты столба топлива в баке транспортного средства и других емкостях. В системе мониторинга транспорта этот прибор помогает дистанционно отслеживать фактический расход горючего, объем заправок и сливов. Какие есть виды датчиков, как они работают и какие из них более эффективные — читайте в нашей статье.

Датчик уровня топлива (ДУТ)

ДУТ используются:

  • на стационарных объектах (бензоколонки, топливохранилища);
  • на передвижных объектах — транспортных средствах (легковые автомобили, грузовики, автобусы, спецтехника и т.д.).

Установленный в транспорте датчик измеряет уровень топлива в баке, рассчитывает его объем и передает информацию в мониторинговую систему. Благодаря этому владельцы ТС могут отследить, когда уровень горючего резко падает, и выявить сливы. Контроль топлива помогает снижать расходы на приобретение ГСМ и автоматизировать их учет на предприятии.

Виды датчиков уровня топлива

По типу устройства ДУТ бывают:

  • поплавковые (потенциометрические);
  • емкостные;
  • ультразвуковые.

Поплавковые ДУТ обычно бывают штатными — они встраиваются в автомобили на заводе. Такие датчики показывают водителю примерный уровень горючего в баке. Большой точностью они не отличаются: погрешность может доходить до 10–30%.

Работают эти датчики так: при изменении уровня топлива в баке изменяется и положение поплавка. Поплавок связан с переменным резистором (потенциометром). Сопротивление потенциометра меняется, а вместе с ним и выходящее из датчика напряжение. Эти данные поступают на приборную панель по проводу через аналоговый сигнал (на старых ТС) или через CAN-шину с помощью цифрового сигнала (на современных ТС).

Емкостные и ультразвуковые датчики — это высокоточные инструменты контроля топлива, которые используют в управлении коммерческими автопарками. Их устанавливают по инициативе владельца транспорта, чтобы считать реальный расход топлива и выявлять факты воровства.

Ультразвуковой ДУТ — это УЗИ-излучатель, закрепленный с внешней стороны дна бака. Он работает по принципу эхолокации: генерирует импульс ультразвуковой частоты, который проходит через дно бака и толщу топлива и отражается от раздела сред «топливо — воздух». Уровень топлива вычисляется на основе времени между отправкой и возвратом сигнала. ДУТ подключают к GPS-трекеру, чтобы он передавал данные в систему мониторинга.

Ультразвуковые датчики зарекомендовали себя хуже емкостных из-за сложности монтажа и чувствительности к примесям в баке, которая влияет на точность показаний. Поэтому в основном их используют на ТС, работающих на газовом топливе.

Емкостный ДУТ — наиболее распространенный вид датчика. Он представляет собой электрический конденсатор. Его измерительная часть — это две трубки, которые вставлены одна в другую и не соприкасаются. Они выступают обкладками конденсатора и сверху соединены с платой датчика.

На трубки подается ток, а промежуток между ними заполняется топливом, когда датчик погружается в него, и освобождается, когда уровень жидкости снижается. В итоге уровень в обкладках точно совпадает с уровнем в баке. А так как топливо выступает диэлектриком, электрическая емкость в это время конденсатора будет меняться. Удельное сопротивление у бензина меньше, чем у воздуха. Значит, чем выше столбик горючего, тем быстрее зарядится конденсатор.

Время зарядки считается на плате ДУТ, и из него вычисляется уровень топлива в датчике и в баке, который передается на GPS-терминал автомобиля в виде напряжения (аналоговый ДУТ), частоты (частотный ДУТ) или в оцифрованном виде (цифровой ДУТ). Сейчас чаще всего используют более современные и точные цифровые датчики, устойчивые к помехам.

Как устанавливают емкостные ДУТы

Емкостный ДУТ подбирают по размерам бака. Длина измерительной части датчика должна быть чуть больше высоты бака, чтобы можно было измерить даже малый объем горючего. Если измерительная часть слишком длинная, излишки обрезают в процессе монтажа. Также в случаях, когда у бак сложной формы, выбирают датчик с возможностью изгиба.

Для установки ДУТ бак снимают, сливают топливо и выпаривают его остатки, а в верхней части проделывают отверстие. В него вставляют измерительную часть и прикрепляют датчик к поверхности бака. 

Затем к датчику подключают электропитание, проводят калибровку и тарировку. Калибровка — это настройка точности значений датчика. А при тарировке  определяется зависимость объема топлива в баке от высоты, то есть это настройка значений в соответствии с формой бака для преобразования показаний ДУТ в литры. В конце датчик подключают к трекеру. 

Данные о расходе топлива в системе мониторинга

Благодаря подключению ДУТ к системе слежения за транспортом владелец ТС может: 

  • отслеживать уровень топлива на каждом объекте в данный момент времени, объем, место и время сливов и заправок;
  • просматривать отчеты за прошедшие периоды, узнавать общий и средний расход топлива (например, за 100 км пути), количество и объем заправок и сливов;
  • выявлять недоливы горючего на АЗС;
  • получать уведомления о возможном воровстве топлива сотрудниками.

Контроль топлива позволяет быстро выявлять недобросовестных водителей и пресекать махинации, а значит, экономить на ГСМ и лучше планировать будущие расходы.

Где установить датчик уровня топлива 

За подключением датчика уровня топлива лучше обратиться к специалистам — точность показаний будет зависеть от правильной установки и настройки ДУТ и его синхронизации с системой мониторинга.

Мы в «МониторингАвто» помогаем отслеживать уровень горючего на любых объектах. Проводим «ручную» тарировку топливных баков, которая дает 100% гарантию выявления сливов. По статистике наших клиентов, расходы на установку системы контроля окупаются уже через 2 месяца. Оставьте заявку — мы подберем для вас подходящее оборудование.

(Прочитано 25 раз, 1 сегодня)

Автор статьи

Валерия Ферцер
Валерия Ферцер
Главред. Делает непонятное понятным.
Читайте также:  Как снизить расходы на машину?
Последние статьи этого автора
Оцените статью
Также может быть интересно
Статьи про мониторинг транспорта
Статьи про топливо

9 мифов о системе мониторинга транспорта

Хотя системы мониторинга транспорта используются на предприятиях далеко не первый год, с этой технологией до сих пор связано множество слухов. Мы собрали основные заблуждения и

Читать далее »
Статьи про мониторинг транспорта
Статьи про топливо

Датчик уровня топлива: для чего он нужен и как работает

Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство для контроля высоты столба топлива в баке транспортного средства и других емкостях. В системе мониторинга транспорта этот прибор помогает

Читать далее »
Без рубрики
Советы для водителей

Автоподставы: популярные схемы мошенников и как действовать, если вас обвиняют в ДТП

Подставы на дорогах — прибыльный бизнес для мошенников и головная боль для обычных водителей. От попадания в нештатные ситуации не застрахован никто, но знать основные

Читать далее »
Статьи про мониторинг транспорта
Статьи про топливо

Мониторинг в сфере ЖКХ: как сделать работу транспорта и спецтехники эффективнее

Уверены, что ваши работники вовремя посещают всех контрагентов, не отлучаются по своим делам и не сливают топливо? Проверить это поможет система слежения за транспортом —

Читать далее »
Новости транспорта

Новые правила работы дорожных камер: что еще изменится с 1 сентября 2024 года

Минтранс подготовил новое постановление о работе камер на дорогах и отказался от положений, которые ранее вызвали бурную критику. Станет ли камер меньше, что изменится, а

Читать далее »

Запрос звонка