В 2023 году в России впервые за десять лет увеличилось количество ДТП с пострадавшими. В первые месяцы 2024 года в некоторых регионах рост продолжается. Что привело к такой ситуации, какие государственные меры проводятся и как проверить аккуратность своих водителей? Рассказываем в статье.
В минувшем году произошло 132 426 ДТП — на 4,5% больше, чем в 2022-м. На 2,3% выросло число погибших (14,5 тыс. человек) и 4,3% — пострадавших (166,5 тыс.). Большинство несчастных случаев происходит в черте городов и населенных пунктов, и примерно к 90% аварий привели нарушения ПДД водителями.
Основные причины общего роста ДТП
С чем связывают эту негативную тенденцию эксперты? Прежде всего, с ростом числа автомобилей на российских дорогах. В 2020–2021 годах транспорта стало меньше из-за ковидных ограничений, но со временем все начало возвращаться на круги своя, и в 2023 году показатель достиг пика. В том числе увеличилось число грузоперевозок, а также произошло перенаправление грузовых потоков с запада на восток. А еще машин стало больше из-за популярности внутреннего туризма — за границу выехать стало сложнее.
Другая причина — изношенность автомобилей. Из-за роста цен и падения покупательской способности россияне не спешат менять машины, а ездят на них «до последнего». А любая серьезная неисправность — это риск на дороге. Также в попытках сэкономить водители не спешат менять резину по сезону. В итоге неподходящие шины дают плохое сцепление с асфальтом и скользят, что, опять же, очень опасно.
Кроме того, из-за санкций сократились поставки необходимых устройств безопасности для авто — антиблокировочных систем тормозов, подушек безопасности, устройств для стабилизации движения. А отсутствие этих элементов может привести к тяжелым травмам даже в легких ДТП.
И, конечно, одна из главных причин — несоблюдение ПДД. В 2023 году было заведено 240 млн административных дел, причем подавляющее число нарушений автоматически выявили камеры видеонаблюдения. Превышение скорости в сочетании с выездом на встречную полосу — вот что чаще всего приводит к авариям с потерпевшими.
Государственные меры по снижению аварийности на дорогах
Еще в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин поручил разработать комплекс мероприятий по снижению смертности в ДТП. Меры включают установку «лежачих полицейских» и светофоров на пешеходных переходах, проверку зон с разрешенными обгонами, нанесение шумовых полос на участках дорог, а также перемещение камер фотовидеофиксации в более аварийно-опасные зоны. Последнее особенно должно произвести эффект: по данным исследовательского холдинга «Ромир», 79% водителей признаются, что снижают скорость перед приближением к камерам.
Но тут все не совсем однозначно. С 1 сентября 2024 года должен вступить в силу ФЗ № 197, вносящий изменения в 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Эти поправки не предусматривают установку камер в местах, где не произошло как минимум 3–5 ДТП с жертвами за год. То есть у региональных властей не будет возможности превентивно реагировать на аварийность.
Кроме вопроса камер, продолжают обсуждать возвращение контроля средней скорости, отмененного в 2021 году. Сторонники инициативы считают, что эта мера позволит бороться с «мигрирующими» зонами ДТП, которые после установки камер просто перемещаются на несколько сотен метров. Также это поможет нейтрализовать «эффект кенгуру», когда водители делают серию ускорений и торможений, двигаясь по участкам, где есть камеры.
Конечно, ни одна мера в отдельности не даст ощутимых результатов. Нужно в том числе пропагандировать безопасность дорожного движения среди населения и регулярно проводить рейды для обнаружения пьяных и лишенных прав водителей.
Как контролировать водителей своего автопарка
Какие бы меры не предпринимались «сверху», безопасность на дорогах все равно зависит от каждого участника движения. Водители, которые превышают допустимую скорость, резко разгоняют машину и быстро тормозят, чаще подвергают себя и других риску, а также могут повредить перевозимый груз. А еще при агрессивном стиле вождения быстрее изнашиваются детали транспортного средства, а значит, больше средств тратится на ремонт.
Повысить аккуратность водителей вашей компании можно с помощью внедрения системы безопасного вождения. В автомобиль встраивается специальный терминал, который считывает скорость движения, ускорения и торможения, все резкие повороты и транслирует данные в программу. Это позволяет сделать объективный отчет по качеству вождения и узнать, не создает ли водитель опасности на дорогах. Вы сможете повысить дисциплину сотрудников и качество доставки грузов, например, мотивируя водителей премиями за безукоризненное соблюдение всех показателей.
Подробнее узнать об услуге контроля качества вождения и оставить заявку можно на этой странице.
Автор статьи

Последние статьи этого автора
Новости транспорта29.01.2025Изменения в тарифах ОСАГО с 27 января 2025 года
Новости транспорта29.12.2024Тенденции рынка автоперевозок в 2025 году
Новости транспорта21.12.2024Ужесточение правил весогабаритного контроля в 2025 году. На сколько вырастут штрафы
Новости транспорта13.12.2024С 1 января 2025 года в России повысят штрафы за нарушение ПДД