Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Контроль веса и габаритов грузового транспорта на российских дорогах проводится уже долгое время. Сама процедура весогабаритного контроля призвана сохранять целостность дорожного полотна. Чем тяжелее автомобиль, тем больший урон он наносит. Те же функции выполняет «Платон», который взимает плату с тяжеловесных грузовиков за проезд по федеральным трассам. Перегрузы не приветствуются и наказываются штрафами. Для перевозчиков это тема наболевшая.
Перегруз — превышение допустимой массы транспортного средства или нагрузки на его ось. Для каждого грузового автомобиля производитель устанавливает максимально допустимую массу и предельную нагрузку на ось.
Чтобы избежать перегруза, необходимо учитывать:
собственный вес автомобиля — указан в свидетельстве о регистрации ТС;
вес груза — прописан в накладной;
вес прицепа;
допустимую нагрузку на ось — описана в технической документации.
Также важно проверять габариты груза. Крупногабаритным груз считается, когда его параметры вместе с параметрами ТС выше установленных в Постановлении Правительства № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом…».
На трассах перевозчикам все чаще встречаются автоматические пункты весового и габаритного контроля (АПВГК). Кроме того, изменились и правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз стали прозрачными и фиксированными, тем самым система избавилась от так называемой «вилки».
Как пройти автоматический весовой контроль? Какие штрафы за нарушения? И что делать водителю в случае фиксации перегруза? Ответы на вопросы читайте в статье.
Для чего устанавливают автоматический весогабаритный контроль?
Закон направлен, в первую очередь, на улучшение эффективности весового и габаритного контроля транспортных средств на дорогах, в том числе и на платных.
Автоматическая система контроля веса и габаритов транспорта берет свое начало еще в 2016 году. До этого времени она работала в тестовом режиме, по итогам которого Минтранс отметил, что создание разветвленной сети пунктов весогабаритного контроля повысит сохранность автомобильных дорог и снизит число аварий на дорогах.
Какие правила прохождения весового контроля под рамками?
При проезде зоны АПВГК, или по-простому через «рамку», водителям нужно соблюдать всего 5 правил движения. Транспортному средству нельзя:
разворачиваться;
останавливаться;
проезжать с включенными фарой-прожектором или фарой-искателем;
выезжать даже частично на полосу встречного движения или на обочину (это допустимо только для крупногабаритных по ширине грузовиков);
сокращать дистанцию: расстояние до следующего впереди автомобиля должно быть не меньше 20 метров.
Изменению требований подверглись и площадки для размещения стационарных и передвижных пунктов весового и габаритного контроля. Теперь такие пункты устанавливаются в местах, рядом с которыми есть площадки, где водители-нарушители могут оставить свой автомобиль.
Например, если вес фуры превышает допустимую норму, а у водителя нет соответствующего разрешения, то он обязан отогнать свой автомобиль «в ближайшее место за пределами проезжей части автомобильной дороги».
Весогабаритный контроль: какие правила действуют в 2025 году
Порядок весогабаритного контроля регламентирует Приказ Минтранса №348, который вступил в силу еще 1 января 2021 года. Изложенные в нем положения должны сделать систему весогабаритного контроля более объективной и избавить перевозчиков от несправедливых штрафов.
Каждый новый АПВГК, установленный на российских дорогах, должен обязательно пройти тестовый период продолжительностью в 3 месяца. Что это значит для перевозчиков? В течение этого периода им будут приходить уведомления о зафиксированных системой нарушениях, но штрафы за них начислены не будут.
На каждом АПВГК установлены информационные табло, на которых будет отображаться выявленный перегруз. Что это значит для перевозчиков? Водитель получает мгновенное уведомление о нарушении и может оперативно принять меры по его устранению.
За 50 метров до рамок каждого АПВГК установлены знаки с предупреждением о необходимости сбросить скорость для точного измерения параметров.
Каждый АПВГК должен проверяться на исправность не реже, чем раз в 3 месяца. Проверку должны осуществлять владельцы дорог, на которых установлены рамки.
Минимальное расстояние между АПВГК и объектами, которые могут сказаться на скорости транспортного средства (нерегулируемые перекрестки, расширения и сужения дорог, объекты придорожного сервиса, разгонные полосы и т.п.) составляет 100 метров.
Помимо Приказа №348 работу пунктов весогабаритного контроля скорректировали соответствующие изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах…», которые вступили в силу в том же году. Поправки добавили к видам вида пунктов, на которых производится взвешивание и измерение транспортных средств, еще и АПВГК. Таким образом теперь в России есть 3 вида пунктов контроля: стационарные, передвижные, автоматические. Вынесение АПВГК в отдельную категорию облегчит законодательное регулирование их работы.
Что делать, если зафиксирован перегруз автомобиля?
О принципах работы автоматических рамок контроля мы рассказывали в этой статье. Процедуру устранения перегруза регламентируют поправки в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах…»:
1. Если АПВГК зафиксирует нарушение, водитель транспортного средства должен быть немедленно об этом уведомлён с помощью информационного табло.
2. Если водитель увидел номер своего автомобиля на табло, он обязан остановиться и попытаться устранить нарушение. Таким образом он в первую очередь избежит штрафов на последующих пунктах контроля.
3. Остановиться для устранения нарушения нужно за пределами проезжей части, не нарушая при этом правила дорожного движения. Подходящее место водитель должен отыскать самостоятельно.
Каким образом водитель может устранить весогабаритные нарушения? В случаях незначительного превышения нагрузки на ось можно просто переместить груз в полуприцепе или сдвинуть колесную пару.
Какие штрафы за перегруз в 2025 году?
С 18 июля 2025 года обновленная версия ст. 12.21.1 КоАП устанавливает штрафы для владельцев машин. Теперь ответственность за перегруз и негабарит почти во всех случаях возлагается на собственника ТС — раньше могли наказывать водителя или должностное лицо. Исключение только для иностранных собственников ТС: ответственность остается на водителе.
Штраф зависит от процента перегруза или размера превышения габаритов:
за превышение до 10 (см, %) — 150 000 рублей;
за превышение от 10 до 20 (см, %) — 300 000 рублей;
за превышение от 20 до 50 (см, %) — 450 000 рублей;
за превышение более 50 (см, %) — 600 000 рублей.
Штрафы для грузчиков
За перегруз отвечает не только перевозчик, но и те, кто отгружал товар. Для ИП нарушение обойдется в 120–150 тысяч рублей, для юрлиц — 375–600 тысяч рублей.
Штрафы за нарушение правил прохождения весогабаритного контроля
18 июля 2025 года вступили в силу следующие штрафы:
за нарушение водителем ТС иностранного перевозчика (с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн) правил движения тяжеловесных/крупногабаритных ТС или несоблюдение требований знаков и разметки в зоне автоматического весогабаритного контроля, штраф составит 600 000 рублей;
за отказ от прохождения весового и габаритного контроля по требованию уполномоченного лица (включая остановку в пункте контроля) собственнику ТС грозит штраф в размере 600 000 рублей;
за невыполнение требования об остановке, предъявленного сотрудником полиции, таможенником или транспортным инспектором, предусмотрен штраф от 7 000 до 10 000 рублей, за повторное нарушение — штраф в 10 000 рублей и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев;
за неверно указанные в спецразрешении и других документах данные, если это привело к значительным превышением массы или габаритов — штраф для граждан 7500 рублей, для должностных лиц — от 37500 до 52500 рублей, для юрлиц — от 525 000 до 600 000 рублей.
Проблемы весогабаритного контроля
На данный момент количество АПВГК по стране превысило 500. С самого начала перевозчики жаловались на некорректность автоматических замеров и несправедливо выписанные штрафы. Был принят ряд мер, но проблема остается актуальной. Участники рынка считают, что необходимо заменять весы на те, которые имеют погрешность не более 2%. А также применять нормы, учитывающие перетекание грузопотока на автотранспорт, и создать прозрачную систему проверки пунктов АПВГК.
1 марта 2026 года должен заработать закон о локализации для машин такси, принятый в мае этого года. Будут ли смягчать жесткие требования к перевозчикам и
Тахограф — это прибор, который уже много лет является неотъемлемой частью контроля за коммерческими пассажирскими и грузовыми перевозками в России. Несмотря на повсеместное использование, вокруг
Собрали популярные схемы обмана автовладельцев при ремонте машин на СТО. Рассказываем, как распознать злоумышленников и не лишиться денег и своего автомобиля. В России владельцы авто
Крупнейшая международная платформа для мониторинга Wialon готовится окончательно уйти из России. Рассказываем, какие есть аналоги и как бизнесу не потерять контроль над автопарком. Что ждет
В современном мире технологии дают нам не только удобства, но и новые угрозы приватности. Установка GPS-трекера в автомобиль без ведома владельца — одна из таких
Повышенный расход топлива — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются водители и владельцы автопарков. Это не только бьет по карману, но и может