Должен ли тягач без полуприцепа платить за проезд по федеральным трассам? А бортовой грузовик? Введут ли «Платон» для мало- и среднетоннажек? Расширится ли на региональные дороги? Разбираемся в статье:
Грузовые автомобили ежегодно наносят ощутимый ущерб российским трассам. Но если в регионах на ремонт идут деньги от транспортного налога, то федеральные дороги – зона ответственности государства, их строят и поддерживают за счет госбюджета. А с ростом грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.
В связи с этим в 2015 году была введена система «Платон», которая взимает с большегрузов плату и на вырученные деньги восстанавливает поврежденное дорожное полотно. Пока грузовик движется по федеральной трассе, за каждый пройденный километр списывается сумма, установленная тарифом. Сейчас километр пути стоит 2,34 рубля. Этим сбором облагаются все транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 тонн. Что входит в эту цифру? Вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа, которые грузовик может везти на себе.
На какой транспорт распространяется «Платон»?
Как уже сказано, под влияние системы попадают автомобили, разрешенная максимальная масса которых выше 12т. Но давайте сначала разберемся, какого транспорта из этой весовой категории сделано исключение. Среди них:
пассажирский транспорт (за исключением грузопассажирских фургонов);
спецтранспорт, принадлежащий военной автомобильной инспекции (ВАИ), пожарным, медикам, спасателям и полиции. Такой транспорт должен быть оснащен устройствами для подачи световых и звуковых сигналов;
спецтранспорт, осуществляющей перевозку вооружений и военной техники.
Таким образом, на все остальные машины с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн «Платон» очень даже распространяется. К ним относятся:
Автопоезда
Автосцепки
Самосвалы
Тяжелые бортовые грузовики
Еврофуры
Грузовые прицепы
Этот транспорт в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS.
ATI.su ответили на возможные вопросы, связанные с этим пунктом.
Должен ли тягач без полуприцепа платить за проезд по федеральным трассам?
Да, если его разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн. Даже если «голова» едет без груза, а её фактический вес меньше 12 тонн, это не играет роли. «Платону» все равно загружена ли машина, или пустая возвращается с рейса – система не оценивает вес по факту, а опирается на данные ПТС, которые вы ввели при регистрации в ней. То есть, если в ПТС автомобиля разрешенная максимальная масса, превышает 12 тонн, то платить за проезд придётся. А в случае отключения прибора возникает риск получить штраф.
Должен ли бортовой грузовик платить за проезд по федеральным трассам?
Ответ так же кроется в ПТС. Если в паспорте прописана разрешенная максимальная масса свыше 12т – платить надо, а если меньше – не надо. У некоторых бортовых грузовиков – например, у стареньких ЗиЛов — разрешенная максимальная масса ниже 12 тонн: таким машинам, очевидно, «Платон», не нужен.
Нужна ли регистрация спецтехники в «Платоне»?
Поскольку в списке исключений спецтехника упоминается, некоторых владельцев этот факт может запутать. Поэтому важно отметить: освобождение от «Платона» получили только те машины, которые принадлежат госструктурам, а также оборудованные проблесковыми маячками и сиренами. Так что, если вы предприниматель или владелец фирмы, на балансе которой числится спецтехника, то регистрировать машины в «Платоне» придётся. Конечно, если вы собираетесь эксплуатировать свою технику на федеральных трассах.
С момента запуска «Платона» автовладельцы время от времени поднимают несколько острых вопросов, которые волнуют многих:
Введут ли «Платон» для среднетоннажных и малотоннажных грузовиков?
В 2016 году появились слухи о том, что Минтранс рассматривает возможность ввести плату за проезд по федеральным трассам для машин с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 12 тонн. Но до фактического исполнения дело не дошло, да и сейчас подтверждения слухов нет.
Стоит отметить, что малотоннажные и среднетоннажные автомобили, как правило, на федеральные трассы выезжают нечасто, поэтому выручить с них много денег «Платону» не удалось бы. Да и в целом, ущерб дорогам от мало- и среднетоннажников с большегрузами не сравним. Поэтому даже если когда-нибудь в будущем идею одобрят, оператору системы скорее всего придётся вводить тарифную сетку для разных категорий транспорта. А на все организационные вопросы уйдет немало времени, денег и согласований.
Многие перевозчики, впрочем, уверены, что рано или поздно «Платон» охватит абсолютно все грузовики, в том числе и самые маленькие. По мнению представителей отрасли, расширение системы – вопрос времени. Пессимизм малого и среднего бизнеса вполне объясним: налоговая нагрузка на предпринимателей растёт, а ограничения и контроль над отраслью грузоперевозок ужесточается.
Вокруг этой темы тоже витают слухи. При чем судьбой легковушек озаботились еще до запуска «Платона». Всему виной наличие в графе «Тип ТС» раздела «Легковой автомобиль», скрин которого разлетелся по интернету. Оператор опроверг слухи о скором запуске платы для легковушек и заявил, что скриншот был сделан в 2015 году, когда такой раздел на сайте действительно был. В РТИТС также отметили, компания не планирует облагать легковые автомобили «данью», да и действующая нормативно-правовая база сделать это не позволит.
Иными словами, водители легковушек могут не волноваться на этот счет. Пока.
Введут ли «Платон» на региональных трассах?
Такой поворот событий вполне возможен. Власти некоторых регионов открыто обсуждают распространение системы на местные автодороги. Один из основных аргументов – региональные дороги изнашиваются быстро, а региональный дорожный бюджет покрыть ремонтные работы не может.
О плохом качестве региональных дорог слагают легенды, в некоторых уголках страны от дороги лишь одно название. Плюс на содержание федеральной дороги уходит в 8 раз больше средств, что на региональную. Этот факт обнаружила Счетная палата. Было установлено, что на содержание 1 км дорожного полотна федерального значения в 2019 году выделялось в среднем 2,2 млн руб., а регионального — 288 000 руб. О других результатах проверки читайте здесь.
Так и получается, что дороги в регионах строят из подручных материалов и на что денег хватит, ремонтируются они редко и кое-как, а по ним еще и большегрузы объезжают «Платон». Но все же вопрос о том, распространится ли «Платон» на регионы, пока остается открытым. Даже если это случится, то очень нескоро.
Эксперты отрасли считают, что перевозчикам придется значительно поднять тарифы, чтобы окупить растущие расходы на покупку ТС и техники и зарплату сотрудников. Что еще может ждать
Согласно постановлению Постановлению Правительства №626 от 9 апреля 2022 года, действие водительских удостоверений, истекающих до конца 2023 года, продлили на 3 года. Далее эту меру
Власти активно взялись за грузоперевозчиков: вместе со многими штрафами за ПДД ужесточат и санкции за превышение допустимой массы, габаритов и нагрузки на оси. Также планируется
Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о внесении поправок в статьи КоАП РФ, которые касаются нарушений ПДД. С января повысятся штрафы за превышение
Как понять, что бизнесу уже не обойтись без мониторинга автомобилей и техники? Как дополнительное оборудование поможет повысить эффективность работы и сократить затраты на содержание автопарка?
Со следующего года в столице начнут поднимать транспортный налог: индексировать ставки планируют постепенно до 2031 года. Увеличение платежей коснется легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов.