Cтатистика угонов коммерческого транспорта в России не ведется. Однако по неофициальным данным, около 10% всех угонов в стране приходится на машины именно этой категории. Косвенно это подтверждается и статистикой профильных центров в сфере автобезопасности. Разбираемся, почему грузовики так легко угнать и как защитить технику от кражи.
Стоимость специальной техники варьируется от нескольких до десятков миллионов рублей, поэтому для угонщиков это «лакомый кусок» для ускоренного обогащения. При чем воруют всё: грузовики КАМАЗ, MAN, Scania, прицепную технику Schmitz Cargobull и Krone, экскаваторы-погрузчики JCB и Terex, магистральные тягачи и даже подержанные праворульные бетононасосы.
В чем уязвимость спецтехники?
Если коротко: доверие собственников. Доверяют людям, страховщикам, производителям, тем самым не предпринимая мер по усилению защиты имущества. И порой это доверие безосновательно:
– Собственники, опираясь на предыдущий опыт отсутствия угонов, не воспринимают опасность всерьез. Поэтому ответственность за сохранность машины поручают традиционному «авось» и водителям.
– Покупая КАСКО для своих автомобилей, владельцы создают для себя иллюзию финансовой защищенности (если машину угонят, то компенсацию выплатит страховая). Но, к сожалению, они напрочь забывают про мелкий шрифт в договорах, который может позволить страховой не покрывать стоимость похищенного имущества. Или же сумма выплаты за страховой случай не покроет и половину стоимости аналогичной машины.
– Приобретая современную технику, владельцы могут полагаться на меры противоугонной безопасности, установленные производителями. Однако для вторых это далеко не всегда первостепенный и даже не второстепенный вопрос. Основное внимание все же направлено на надежность и стабильность работы транспорта и системы пуска двигателя, чтобы минимизировать простой. Кроме того, иногда заводы-производители допускают возможность запуска мотора «по старинке», когда на месте поломки замка зажигания водитель с помощью перемычки в виде отрезка провода может устранить проблему и закончить рейс. С одной стороны — забота о водителях, а с другой — подмога для воров.
Самые популярные методы угона грузовиков и тяжелой техники
Помимо уже вышеописанного механического «дедовского» способа, угонщики наловчились использовать технологии в своих недобрых целях: обойти сигнализацию и увезти автомобиль без лишнего шума для них проще, чем кажется. Надо понимать, что большинство воров работают в группе, роль каждого из них строго распределена и отработана. Кто-то отвечает за выбор жертвы, разведку и процесс угона. Другой – за сопровождение и транспортировку угнанного автомобиля. А третьи берут на себя работу с документами, прохождение таможни и последующую перепродажу.
Подготовка
Злоумышленники выбирают подходящий автомобиль (зачастую у них на руках лист с заказом на транспортные средства), а затем начинают наблюдать за водителем, чтобы правильно выбрать время для кражи.
Изучение защиты
Затем автомобиль тестируется на наличие противоугонных средств: видимые элементы сигнализации, передающие антенны и световые индикаторы. Далее угонщик провоцирует срабатывание сигналки. У него в руках при этом находится анализатор поля, который определяет наличие GSM спутниковой сигнализации. Поэтому если сработала сигналка – не игнорируйте призыв, лучше проверьте авто. Но порой и бдительность не поможет: угонщики частенько пользуются глушилками сигнала. Задача этого прибора- создать цифровой шум в радиусе нескольких метров, из-за чего на брелок, смартфон владельца и центр реагирования не получат уведомление об угоне.
После того, как система защиты изучена, преступники ее деактивируют или обходят. И приступают к следующему этапу.
Угон
Противоугонная защита современного коммерческого транспорта часто сопоставима с защитой легковых автомобилей, что упрощает работу угонщиков:
– Наиболее распространенный метод — «удочка», когда специальное устройство ретранслирует сигнал «родного» ключа владельца автомобиля на ключ угонщика, после чего машина принимает чужака за своего и снимает блокировку. Дальность действия ретранслятора — несколько сотен метров от «родного» ключа, этого расстояния вполне достаточно, чтобы передать код ключа злоумышленнику.
– Можно записать в память автомобиля ещё один ключ. Для этого достаточно подключиться к определенным точкам электронного блока грузовика или спецтехники программатором ключей. Таким образом на руках у угонщика окажется его персональный ключ, способный запустить двигатель.
– А можно обойтись без технических ухищрений и просто украсть ключ, который плохо лежит. Частенько при хранении ключей присутствует доля безалаберности – элементарные меры безопасности просто не соблюдаются, что открывает двери для угонщиков. Дополнительную брешь в защите пробивает посменная работа техники, высокая текучка водителей, низкая финансовая заинтересованность персонала, повышенное желание владельца автопарка сэкономить (в том числе на охраняемых стоянках, видеонаблюдении, системах контроля и учета доступа).
Учитывая высокую доходность от угонов и развитие технических средств для снятия защиты, рассчитывать на сокращение криминала автовладельцам не стоит.
Как усилить защиту автомобиля? Противоугонные меры
В базовой комплектации, которую устанавливают на все автомобили с 2017 года, функция трекинга не предусмотрена. Но её можно установить ДОПОЛНИТЕЛЬНО! Трекер позволяет не только отслеживать скорость, время, маршрут и координаты автомобиля в режиме «нон-стоп», но и подключать любые другие датчики, объединяя их в единую систему мониторинга. Собранные данные используют для составления отчетов, повышения эффективности работы и снижения затрат на обслуживание автопарка.
Трекер подходит для повседневного слежения за машиной, однако его легко могут обнаружить и отключить злоумышленники.
“ЗАКЛАДКА” – ПОДЛОЖИТЬ GPS/ГЛОНАСС МАЯК
Этот инструмент можно использовать в связке с трекером. Принцип действия маячка тот же: фиксация местоположения машины, ее маршрута и скорости. Но вычислить маяк злоумышленникам будет куда сложнее, потому что включается он с определенной периодичностью, которую задает владелец (например, раз в сутки). Его можно спрятать в любом месте в автомобиле, поэтому датчик устанавливают на машинах с высокой вероятностью угона.
В случае потери сигнала от трекера, оператор и владелец получают уведомление о ЧП и могут найти машину с помощью “закладки”. После активации маяк передает координаты с заданной частотой.
ВАЖНО: маячки-“закладки” большую часть времени находятся в спящем режиме и ничего не излучают, поэтому обнаружить и избавиться от них не так просто, как от трекера. Кроме того, устройство автономно и работает на собственном аккумуляторе. Маячок уязвим перед действием глушилки сигнала, но поскольку мало кто будет держать её включенной постоянно, «закладка» все-таки сможет обойти это препятствие и отправить координаты автомобиля.
Некоторые владельцы автопарков устанавливают системы мониторинга транспорта, позволяющие отслеживать GPS-координатам местоположение машины и маршрут движения с точностью до нескольких метров. Также у владельцев есть возможность контролировать расход топлива, простой и работу техники.
Напоследок хочется сказать, что спастись от угона можно даже в процессе угона. Только об этом нужно позаботиться заранее, установив дополнительные системы защиты и оповещения. Чем дольше угонщики будут возиться с защитой, а ваша машина сопротивляться, тем выше вероятность, что попытка угона будет прекращена.
Со следующего года в столице начнут поднимать транспортный налог: индексировать ставки планируют постепенно до 2031 года. Увеличение платежей коснется легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов.
Контроль расхода топлива — следующая, после мониторинга маршрутов, задача системы мониторинга транспорта. Какое оборудования выбрать для отслеживания топлива — универсальный ДУТ или более сложный расходомер
Аппаратура спутниковой навигации (АСН) — это бортовой терминал, который устанавливают в транспорте, чтобы передавать его местоположение и другие параметры в информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас установка
О дефиците профессиональных водителей в России говорят уже несколько лет, и ситуация не становится лучше. Чтобы удержать сотрудников автопарка и сформировать костяк квалифицированных кадров, нужна
У вас уже подключено слежение за транспортом и контроль топлива, но никаких изменений в работе компании и бюджете нет? Возможно, вы что-то упустили на этапе
Перевозчики могут частично вернуть деньги, потраченные на покупку тахографов, изготовление карт водителей и замену блоков НКМ, за счет сумм страховых взносов. В статье расскажем, как