Еще в июне Госдумой был опубликован новый закон об обязательном страховании пассажиров такси – в связи с ним с 1 сентября 2024 года размер страховых выплат будет увеличен в 4 раза. Разбираемся, как это повлияет на водителей такси, страховые компании и на тарифы для пассажиров.
В чем суть закона о страховке для такси
Как написано в документе, ИП или юрлиц, которые получили разрешение на перевозку такси, обяжут страховать собственную ответственность за причинение вреда жизни пассажиров на сумму от 2 млн. рублей. Соответственно, теперь такси попадает под действие закона ОСГОП – об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Раньше закон распространялся только на общественный транспорт.
По новому закону такую страховку нужно будет приобрести на каждое ТС, которое работает в такси. В связи с этим считается, что эти нововведения могут повлечь дополнительную финансовую нагрузку на самозанятых и ИП, которые занимаются перевозками такси на личном автомобиле.
Введение ОСГОП для такси принесет страховым более 700 тысяч новых клиентов, и, соответственно, прибыль в размере более 2 млрд рублей каждый год. Что касается пассажиров, которые во время поездки получили травму – страховая компания обязуется выплатить потерпевшим до 2 млн рублей, а также до 23 тысяч рублей за вред, который причинен имуществу. В случае гибели пассажира, родственники могут получить до 2,05 млн рублей компенсации.
Сейчас такси – самый аварийный вид городского транспорта: по ОСАГО количество страховых случае для такси выше в 7 раз в сравнении с простыми легковыми автомобилями. По данным научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в 2022 году 4162 человека получили травмы во время поездки на такси.
Рассказываем, какие последствия введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков стоит ожидать:
Перевозки подорожают
Когда страховка ОСГОП станет обязательной для такси, оформить ее должны будут владельцы самих транспортных средств, а не агрегаторы – это ИП, самозанятые и таксопарки, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. Оформление такой страховки – дополнительные траты, соответственно, стоимость поездок будет увеличена. Осаго для такси сейчас стоит более 100 тысяч рублей, и хотя полис ОСГОП будет дешевле, при смене автомобиля придется приобрести и новую страховку.
Контроль за полисом ОСГОП будет сложным
Скорее всего, процесс внедрения обязательного полиса ОСГОП для такси будет сопровождаться такими же трудностями, как на данный момент можно наблюдать с полисами ОСАГО. Поскольку наличие ОСАГО можно проверить исключительно физически – нужно ввести сведения вручную по определенному транспортному средству. В случае если Центробанк не откроет доступ Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Такси» к базам данных, ситуация может повториться и с ОСГОП. Кроме того, могут появиться возможность махинаций и в законодательстве, например, когда пассажирская перевозка оформляется как договор фрахтования ТС – в этом случае наличие ОСГАО не требуется. Подобная лазейка может быть использована агрегаторами и таксистами и с обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчиков.
Какие риски влечет за собой вступление в силу этого закона
По мнению председателя «Деловой России» Алексея Репика, президента РСПП Александра Шохина и главы «Опоры России» Александра Калинина данный закон в настоящей редакции не принесет пользы предпринимателям, гражданам и государству. Наоборот, он требует значительной доработки и несет социально-экономические риски:
рост стоимости поездок и финансовая нагрузка на водителей такси увеличится;
миллионы самозанятых водителей, которые работают на арендованных автомобилях “уйдут в тень”;
количество банкротств среди порядочных работников в этой отрасли увеличится;
социальная напряженность из-за дополнительного обязательного вида страхования в сфере такси (кроме ОСАГО) увеличится.
Со следующего года в столице начнут поднимать транспортный налог: индексировать ставки планируют постепенно до 2031 года. Увеличение платежей коснется легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов.
Контроль расхода топлива — следующая, после мониторинга маршрутов, задача системы мониторинга транспорта. Какое оборудования выбрать для отслеживания топлива — универсальный ДУТ или более сложный расходомер
Аппаратура спутниковой навигации (АСН) — это бортовой терминал, который устанавливают в транспорте, чтобы передавать его местоположение и другие параметры в информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас установка
О дефиците профессиональных водителей в России говорят уже несколько лет, и ситуация не становится лучше. Чтобы удержать сотрудников автопарка и сформировать костяк квалифицированных кадров, нужна
У вас уже подключено слежение за транспортом и контроль топлива, но никаких изменений в работе компании и бюджете нет? Возможно, вы что-то упустили на этапе
Перевозчики могут частично вернуть деньги, потраченные на покупку тахографов, изготовление карт водителей и замену блоков НКМ, за счет сумм страховых взносов. В статье расскажем, как