Ищу водителя: из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей?

Содержание

В 2023 году новостные ленты пестрят заголовками вроде «Логистические компании пожаловались на дефицит дальнобойщиков», или «Ни шофера, ни желания. Как Россия осталась без водителей-дальнобойщиков». И правда: дефицит кадров в транспортной отрасли перевалил за 25%, причем это касается не только водителей грузовиков, но также водителей скорой помощи и общественного транспорта. Разбираемся, из-за чего возник дефицит водителей и как решить эту проблему. 

Из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей?
Из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей?

Причины дефицита водителей

Режим труда и отдыха и условия работы

Многих водителей не устраивает режим труда и отдыха, которые организованы компанией. Зачастую рабочее время превышает регламентированные часы, однако причина кроется в нехватке сотрудников – ведь на три грузовика в среднем приходится четыре водителя, а из-за недостаточного количества работников обязанности делятся между действующими водителями.

В 2023 году режим труда и отдыха снова был скорректирован: например, при графике 5/2 ежедневное рабочее время водителя сократили с 9 до 8 часов, при этом в неделю рабочее время сократилось с 56 до 40 часов. Подробнее на эту тему мы писали в статье «Как считать рабочее время водителя в 2023-2024 годах?».

Отсутствие охраняемых площадок для сна и отдыха, а также мест для перекусов, плохие санузлы, долгие ожидания загрузок и сложные погодные условия, когда водитель должен контролировать погрузку – все это (и не только) не может не влиять на впечатления от работы. Ведь здоровье не купишь…или купишь?

Заработная плата

Причины этой проблемы едва ли кроются в зарплате. Наоборот, по данным «Учет-ЖКХ», в 2023 году, в зависимости от опыта, водители получают от 70 тысяч до 200 тысяч рублей в месяц. Во всяком случае, так заявлено – заработные платы в реальности могут отличаться.

Примерные зарплаты дальнобойщиков в 2023 году в зависимости от опыта работы
Примерные зарплаты дальнобойщиков в 2023 году в зависимости от опыта работы

И вот почему: поскольку сфера грузоперевозок – это рынок, здесь важным фактором для владельцев компаний является снижение расходов, которое возможно осуществить за счет сокращения расходов транспортных. В итоге выхода два: или увеличить стоимость перевозок или снизить на них расходы. Многие предпочитают второй вариант – снижаются зарплаты водителям или условия их работы и проживания в пути. Это называется социальным демпингом.

Престиж профессии

Средний возраст водителей грузовиков и фур на данный момент превышает 50 лет – молодые люди не спешат связывать свою жизнь с профессией водителя, даже несмотря на конкурентоспособные зарплаты. Эта причина называется основной среди высокопоставленных лиц и связана с несколькими факторами. Во-первых с тем, что водители проводят за рулем, а не дома с семьей большую часть времени. Во-вторых, с нехорошими (иногда) условиями труда, а в-третьих с тем, что количество автошкол, подготавливающих профессиональных водителей в России сократилось, а сама профессия больше не входит в систему среднего специального образования.

Какие условия предлагают работодатели: реальные примеры

Мы изучили некоторые вакансии, которые представлены на сайте HH.ru по России. Практически все компании предоставляют сотрудникам график на выбор, бесплатное питание, своевременную з/п, а также хороший, с технической точки зрения, автомобиль. Кстати, заработные платы в среднем начинаются от 100 тысяч рублей. 

Вакансии водителей на сервисе по поиску работы и персонала HH.ru
Вакансии водителей на сервисе по поиску работы и персонала HH.ru

Однако вакансии более крупных компаний, например, «Магнит» или ITECO описаны более привлекательно – здесь много деталей и известных заранее условий. К тому же они обещают различные мотивации для сотрудников. Например:

  • бесплатное переобучение с категории C на категорию E;
  • премию, если ты привел «друга» в компанию в качестве водителя размером 30 тысяч рублей;
  • удобную униформу (в том числе и обувь) на все сезоны;
  • бесплатное страхование;
  • ежемесячную систему бонусов;
  • оплату простоя;
  • ресурсное обеспечение – оплата парковок, платных трасс, ГСМ, мобильная связь и так далее.

Интересно, что требований к водителем практически нет во всех объявлениях: нужны лишь права нужной категории и опыт вождения более 2 лет.

Как решить проблему дефицита водителей

Чтобы сокращать дефицит кадров в транспортной сфере, многие компании улучшают различные стороны работы. В том числе это касается и зарплат – дефицит сотрудников, и, соответственно, высокий спрос на профессию подстегнут рост зарплат и в 2024 году. 

Что касается реальных компаний, для привлечения новых работников такие компании, как «Деловые линии» и «Модуль», улучшают условия труда водителей и предлагают:

  • оплаченное проживание водителей во время пути;
  • бесплатную спецодежду;
  • корпоративные мобильные с оплаченной связью;
  • новый автопарк;
  • регламентированный режим труда и отдыха;
  • выплаты за годы работы в компании. 

Однако это не все методы привлечения новых водителей.

Внутренний рейтинг водителей, основанный на данных с системы мониторинга

Данные, которые мы привели, лишний раз доказывают: многие крупные компании за последнее время сильно изменили подход к сотрудникам. Все чаще включаются «соревновательные» элементы и поощрения вместо наказаний – это можно осуществить с помощью системы мониторинга. Например, благодаря системе мы можем получить следующие показатели:

  • расход топлива;
  • работа на холостом ходу;
  • показатель безопасного вождения;
  • нарушение скоростного режима;
  • агрессивный мониторинг водителя.

На основе этих данных можно делать свои внутренние рейтинги среди работников, в зависимости от того, какие показатели важны для вашей отрасли. Например, сравнить случаи превышения скорости со средним показателем автопарка или сравнить пробег со средним показателем по автопарку, холостой ход со средним показателем по автопарку и многое другое. Водителей, которые набрали больше баллов, вы сможете мотивировать премиями и дополнительными выплатами. Чтобы узнать подробнее или подключить систему мониторинга, напишите нам в «МониторингАвто». Мы поможем не только привлечь новых работников, но и уменьшить затраты вашей компании. 

(Прочитано 738 раз, 1 сегодня)

Автор статьи

Валерия Ферцер
Валерия Ферцер
Главред. Делает непонятное понятным.
Читайте также:  Рост аварийности на дорогах: в чем причины и как с этим бороться
Последние статьи этого автора
Оцените статью
  • Свежие статьи

  • Самые читаемые

  • Также может быть интересно
    Новости транспорта

    Новые правила работы дорожных камер: что еще изменится с 1 сентября 2024 года

    Минтранс подготовил новое постановление о работе камер на дорогах и отказался от положений, которые ранее вызвали бурную критику. Станет ли камер меньше, что изменится, а

    Читать далее »
    Новости транспорта
    Советы для водителей

    Минздрав составил список лекарств, которые нельзя принимать водителям

    Впервые ведомство опубликовало полный список из более чем 200 лекарств, после употребления которых нельзя или не рекомендуется водить машину. В их числе — популярные обезболивающие,

    Читать далее »
    Статьи про тахографы

    Блок НКМ тахографа СКЗИ: как и сколько хранить после замены и как утилизировать

    Блок НКМ — это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память. Блок меняют каждые 3 года, и утилизировать его нужно согласно

    Читать далее »
    Статьи про мониторинг транспорта
    Статьи про топливо

    Мониторинг строительной техники: как контролировать стройку удаленно

    Эффективность стройки зависит от скоординированности всех процессов: доставки материалов и оборудования на стройплощадку, работы спецтехники и различных механизмов. Простои, использование ТС и техники в личных

    Читать далее »
    Новости транспорта

    Увеличение штрафов за проезд в обход «Платона» и контроль за техосмотром: какие законы могут принять в 2024 году

    МВД собирается бороться с «серыми» диагностическими картами, а Минтранс предлагает поднять штрафы за проезд грузовиков «мимо тарифа» в четыре раза. Подробности разбираем в статье. Штрафы

    Читать далее »
    Новости транспорта
    Статьи про мониторинг транспорта

    Рост аварийности на дорогах: в чем причины и как с этим бороться

    В 2023 году в России впервые за десять лет увеличилось количество ДТП с пострадавшими. В первые месяцы 2024 года в некоторых регионах рост продолжается. Что

    Читать далее »

    Запрос звонка