Top.Mail.Ru
Ищу водителя: из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей? - МониторингАвто

Ищу водителя: из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей?

Содержание

В 2023 году новостные ленты пестрят заголовками вроде «Логистические компании пожаловались на дефицит дальнобойщиков», или «Ни шофера, ни желания. Как Россия осталась без водителей-дальнобойщиков». И правда: дефицит кадров в транспортной отрасли перевалил за 25%, причем это касается не только водителей грузовиков, но также водителей скорой помощи и общественного транспорта. Разбираемся, из-за чего возник дефицит водителей и как решить эту проблему. 

Из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей?
Из-за чего в России образовался дефицит профессиональных водителей?

Причины дефицита водителей

Режим труда и отдыха и условия работы

Многих водителей не устраивает режим труда и отдыха, которые организованы компанией. Зачастую рабочее время превышает регламентированные часы, однако причина кроется в нехватке сотрудников – ведь на три грузовика в среднем приходится четыре водителя, а из-за недостаточного количества работников обязанности делятся между действующими водителями.

В 2023 году режим труда и отдыха снова был скорректирован: например, при графике 5/2 ежедневное рабочее время водителя сократили с 9 до 8 часов, при этом в неделю рабочее время сократилось с 56 до 40 часов. Подробнее на эту тему мы писали в статье «Как считать рабочее время водителя в 2023-2024 годах?».

Отсутствие охраняемых площадок для сна и отдыха, а также мест для перекусов, плохие санузлы, долгие ожидания загрузок и сложные погодные условия, когда водитель должен контролировать погрузку – все это (и не только) не может не влиять на впечатления от работы. Ведь здоровье не купишь…или купишь?

Заработная плата

Причины этой проблемы едва ли кроются в зарплате. Наоборот, по данным «Учет-ЖКХ», в 2023 году, в зависимости от опыта, водители получают от 70 тысяч до 200 тысяч рублей в месяц. Во всяком случае, так заявлено – заработные платы в реальности могут отличаться.

Примерные зарплаты дальнобойщиков в 2023 году в зависимости от опыта работы
Примерные зарплаты дальнобойщиков в 2023 году в зависимости от опыта работы

И вот почему: поскольку сфера грузоперевозок – это рынок, здесь важным фактором для владельцев компаний является снижение расходов, которое возможно осуществить за счет сокращения расходов транспортных. В итоге выхода два: или увеличить стоимость перевозок или снизить на них расходы. Многие предпочитают второй вариант – снижаются зарплаты водителям или условия их работы и проживания в пути. Это называется социальным демпингом.

Престиж профессии

Средний возраст водителей грузовиков и фур на данный момент превышает 50 лет – молодые люди не спешат связывать свою жизнь с профессией водителя, даже несмотря на конкурентоспособные зарплаты. Эта причина называется основной среди высокопоставленных лиц и связана с несколькими факторами. Во-первых с тем, что водители проводят за рулем, а не дома с семьей большую часть времени. Во-вторых, с нехорошими (иногда) условиями труда, а в-третьих с тем, что количество автошкол, подготавливающих профессиональных водителей в России сократилось, а сама профессия больше не входит в систему среднего специального образования.

Какие условия предлагают работодатели: реальные примеры

Мы изучили некоторые вакансии, которые представлены на сайте HH.ru по России. Практически все компании предоставляют сотрудникам график на выбор, бесплатное питание, своевременную з/п, а также хороший, с технической точки зрения, автомобиль. Кстати, заработные платы в среднем начинаются от 100 тысяч рублей. 

Вакансии водителей на сервисе по поиску работы и персонала HH.ru
Вакансии водителей на сервисе по поиску работы и персонала HH.ru

Однако вакансии более крупных компаний, например, «Магнит» или ITECO описаны более привлекательно – здесь много деталей и известных заранее условий. К тому же они обещают различные мотивации для сотрудников. Например:

  • бесплатное переобучение с категории C на категорию E;
  • премию, если ты привел «друга» в компанию в качестве водителя размером 30 тысяч рублей;
  • удобную униформу (в том числе и обувь) на все сезоны;
  • бесплатное страхование;
  • ежемесячную систему бонусов;
  • оплату простоя;
  • ресурсное обеспечение – оплата парковок, платных трасс, ГСМ, мобильная связь и так далее.

Интересно, что требований к водителем практически нет во всех объявлениях: нужны лишь права нужной категории и опыт вождения более 2 лет.

Как решить проблему дефицита водителей

Чтобы сокращать дефицит кадров в транспортной сфере, многие компании улучшают различные стороны работы. В том числе это касается и зарплат – дефицит сотрудников, и, соответственно, высокий спрос на профессию подстегнут рост зарплат и в 2024 году. 

Что касается реальных компаний, для привлечения новых работников такие компании, как «Деловые линии» и «Модуль», улучшают условия труда водителей и предлагают:

  • оплаченное проживание водителей во время пути;
  • бесплатную спецодежду;
  • корпоративные мобильные с оплаченной связью;
  • новый автопарк;
  • регламентированный режим труда и отдыха;
  • выплаты за годы работы в компании. 

Однако это не все методы привлечения новых водителей.

Внутренний рейтинг водителей, основанный на данных с системы мониторинга

Данные, которые мы привели, лишний раз доказывают: многие крупные компании за последнее время сильно изменили подход к сотрудникам. Все чаще включаются «соревновательные» элементы и поощрения вместо наказаний – это можно осуществить с помощью системы мониторинга. Например, благодаря системе мы можем получить следующие показатели:

  • расход топлива;
  • работа на холостом ходу;
  • показатель безопасного вождения;
  • нарушение скоростного режима;
  • агрессивный мониторинг водителя.

На основе этих данных можно делать свои внутренние рейтинги среди работников, в зависимости от того, какие показатели важны для вашей отрасли. Например, сравнить случаи превышения скорости со средним показателем автопарка или сравнить пробег со средним показателем по автопарку, холостой ход со средним показателем по автопарку и многое другое. Водителей, которые набрали больше баллов, вы сможете мотивировать премиями и дополнительными выплатами. Чтобы узнать подробнее или подключить систему мониторинга, напишите нам в «МониторингАвто». Мы поможем не только привлечь новых работников, но и уменьшить затраты вашей компании. 

(Прочитано 940 раз, 1 сегодня)

Автор статьи

Сергей Скнарин
Сергей Скнарин
Генеральный директор МониторингАвто
Читайте также:  III Международная бизнес-конференция
Последние статьи этого автора
Оцените статью
Также может быть интересно
Новости транспорта
Советы для водителей

Как работает транспондер и где его приобрести

Транспондер — это устройство для безостановочного проезда по платным трассам, которое помогает сэкономить время в очередях. Рассказываем, как им пользоваться и где приобрести. Транспондер позволяет

Читать далее »
Статьи про мониторинг транспорта

Мониторинг транспорта: инновации и тенденции развития в будущем

Мир стремительно развивается, и транспортная отрасль не отстает. В ближайшие годы мониторинг транспорта перейдет на новый уровень, интегрируя передовые технологии и отвечая на вызовы современности.

Читать далее »
Советы для водителей
Статьи про тахографы

Как пользоваться тахографом в рейсе с двумя водителями

Все тахографы СКЗИ и ЕСТР имеют два слота для карт, чтобы при необходимости фиксировать режим труда и отдыха водителей, работающих в составе одного экипажа. Рассказываем,

Читать далее »
Статьи про мониторинг транспорта

С чего начать внедрение мониторинга транспорта на предприятии: основные этапы

В каждой компании с собственным автопарком рано или поздно возникает вопрос об оптимизации его работы и сокращении издержек на его содержание. Рассказываем, что нужно сделать

Читать далее »
Новости транспорта
Экспертное мнение

Таксисты не готовы к новому закону об ОСГОП: как предлагается решать проблему

Ранее «Известия» сообщили, что с осени 2024 года 75% таксистов не смогут работать легально. Всё дело в новых требованиях, связанных с оформлением ОСГОП — обязательного

Читать далее »
Новости транспорта
Статьи про мониторинг транспорта

Обязательное оснащение лесной техники АСН-терминалами с ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2025 года: что нужно знать

С 1 января 2025 года лесозаготовительной и лесопожарной технике запретят работать без средств навигационного контроля, а нарушителей ждут крупные штрафы.  Разбираемся, как владельцам ТС соответствовать

Читать далее »

Запрос звонка