Блок НКМ тахографа СКЗИ: как и сколько хранить после замены и как утилизировать

Содержание

Блок НКМ — это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память. Блок меняют каждые 3 года, и утилизировать его нужно согласно требованиям законодательства. Как правильно это сделать, читайте в нашей статье. 

как утилизировать блок НКС (СКЗИ) тахографа

Часто понятия «блок НКМ» и «блок СКЗИ» используют в качестве синонимов, хотя это не совсем верно: аббревиатурой СКЗИ (средство криптографической защиты информации) обозначаются тахографы с модулем криптозащиты, которые могут использоваться только на территории РФ. А блок НКМ, или навигационно-криптографический модуль, — одна из составляющих таких тахографов, которая обеспечивает безопасность данных и защищает их от редактирования. 

Согласно приказу Минтранса №440, блок НКМ нужно менять не реже, чем раз в 3 года. Если изменились регистрационные данные владельца или ТС, обнаружились повреждения или неисправности блока, то замену производят, не дожидаясь истечения трехлетнего срока. После замены владелец должен хранить устройство в течение года, а потом утилизировать.

Проверить, когда подойдет плановый срок замены, можно в отчете о технических данных. Чтобы распечатать его, обратитесь к инструкции к вашему тахографу. Затем найдите в отчете раздел «СКЗИ» или «НКМ», и в строке «срок действия» увидите крайнюю дату.

Как происходит замена блока НКМ

Заменить устройство самостоятельно нельзя. Все сервисные работы с тахографами СКЗИ могут выполнять только аккредитованные мастерские с лицензией ФСБ на работу с криптографическими средствами. 

Мастер демонтирует устройство, и сотрудники мастерской уничтожают ключевые данные с сохранением сертификата открытого ключа. В ходе замены в ФБУ «Росавтотранс» отправляется заявка об удалении данных. Информация с тахографа переписывается на флешку или диск. 

Старый блок СКЗИ и флешку или диск с данными отдают на хранение владельцу или предприятию. На место отработавшего блока специалист устанавливает новый и активирует его. 

Как хранить старый блок после замены и как его утилизировать

После демонтажа блок НКМ как модуль криптозащиты нужно хранить в сейфе в течение 1 года. По прошествии года оборудование можно утилизировать самостоятельно. 

Для этого нужно стереть данные аппаратным или программным способом и уничтожить блок механически в присутствии комиссии. В комиссию могут входить сотрудники вашего предприятия либо тахомастерской, которая производила замену.

Об утилизации блоков нужно уведомить ФБУ «Росавтотранс»: написать заявление в свободной форме на имя генерального директора и прикрепить акт с указанием уничтоженных блоков. Скан заявления и акта нужно отправить на электронную почту oatt@rosavtotransport.ru.

Какие штрафы можно получить за неправильное хранение и утилизацию блока НКМ

Информационную безопасность и средства криптографической защиты контролирует ФСБ. Сотрудники ведомства могут проводить на предприятиях соответствующие проверки и при наличии нарушений выписать штраф:

1. по статье КоАП РФ 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных», п. 6:

  • для граждан от 1500 до 4000 руб;
  • для должностных лиц от 8000 до 20000 руб;
  • для ИП от 20000 до 40000 руб;
  • для юридических лиц от 50000 до 100000 руб;

2. по статье КоАП РФ 13.12 «Нарушение правил защиты информации», п.6:

  • для граждан от 500 до 1000 руб;
  • для должностных лиц от 1000 до 2000 руб;
  • для юрлиц от 10000 до 15000 руб.

 

Читайте также:  ДАЙДЖЕСТ МАРТА: ПРОПУСКА И ОРГАНИЧЕНИЯ ПРОЕЗДА ДЛЯ ГРУЗОВИКОВ, РЕФОРМА ТО И ТАХОГРАФЫ

Утилизация, хранение и обслуживание блоков НКМ регламентируется следующими документами:

  • Приказ Министерства транспорта №440, Приложение №3;
  • Приказ Министерства транспорта № 36 (п. 81);
  • Положения ПКЗ-2005;
  • ФЗ № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • ФЗ № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных».

Напомним, что за заменой блока и другими услугами по обслуживанию тахографов вы всегда можете обратиться в нашу тахомастерскую. Мы устанавливаем, активируем, калибруем, ремонтируем тахографы, производим замену НКМ, делаем карты водителей согласно всем требованиям законодательства.

(Прочитано 50 раз, 1 сегодня)
Оцените статью
  • Свежие статьи

  • Самые читаемые

  • Также может быть интересно
    Новости транспорта

    Новые правила работы дорожных камер: что еще изменится с 1 сентября 2024 года

    Минтранс подготовил новое постановление о работе камер на дорогах и отказался от положений, которые ранее вызвали бурную критику. Станет ли камер меньше, что изменится, а

    Читать далее »
    Новости транспорта
    Советы для водителей

    Минздрав составил список лекарств, которые нельзя принимать водителям

    Впервые ведомство опубликовало полный список из более чем 200 лекарств, после употребления которых нельзя или не рекомендуется водить машину. В их числе — популярные обезболивающие,

    Читать далее »
    Статьи про тахографы

    Блок НКМ тахографа СКЗИ: как и сколько хранить после замены и как утилизировать

    Блок НКМ — это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память. Блок меняют каждые 3 года, и утилизировать его нужно согласно

    Читать далее »
    Статьи про мониторинг транспорта
    Статьи про топливо

    Мониторинг строительной техники: как контролировать стройку удаленно

    Эффективность стройки зависит от скоординированности всех процессов: доставки материалов и оборудования на стройплощадку, работы спецтехники и различных механизмов. Простои, использование ТС и техники в личных

    Читать далее »
    Новости транспорта

    Увеличение штрафов за проезд в обход «Платона» и контроль за техосмотром: какие законы могут принять в 2024 году

    МВД собирается бороться с «серыми» диагностическими картами, а Минтранс предлагает поднять штрафы за проезд грузовиков «мимо тарифа» в четыре раза. Подробности разбираем в статье. Штрафы

    Читать далее »
    Новости транспорта
    Статьи про мониторинг транспорта

    Рост аварийности на дорогах: в чем причины и как с этим бороться

    В 2023 году в России впервые за десять лет увеличилось количество ДТП с пострадавшими. В первые месяцы 2024 года в некоторых регионах рост продолжается. Что

    Читать далее »

    Запрос звонка