Блок НКМ — это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память. Блок меняют каждые 3 года, и утилизировать его нужно согласно требованиям законодательства. Как правильно это сделать, читайте в нашей статье.
Часто понятия «блок НКМ» и «блок СКЗИ» используют в качестве синонимов, хотя это не совсем верно: аббревиатурой СКЗИ (средство криптографической защиты информации) обозначаются тахографы с модулем криптозащиты, которые могут использоваться только на территории РФ. А блок НКМ, или навигационно-криптографический модуль, — одна из составляющих таких тахографов, которая обеспечивает безопасность данных и защищает их от редактирования.
Согласно приказу Минтранса №440, блок НКМ нужно менять не реже, чем раз в 3 года. Если изменились регистрационные данные владельца или ТС, обнаружились повреждения или неисправности блока, то замену производят, не дожидаясь истечения трехлетнего срока. После замены владелец должен хранить устройство в течение года, а потом утилизировать.
Проверить, когда подойдет плановый срок замены, можно в отчете о технических данных. Чтобы распечатать его, обратитесь к инструкции к вашему тахографу. Затем найдите в отчете раздел «СКЗИ» или «НКМ», и в строке «срок действия» увидите крайнюю дату.
Как происходит замена блока НКМ
Заменить устройство самостоятельно нельзя. Все сервисные работы с тахографами СКЗИ могут выполнять только аккредитованные мастерские с лицензией ФСБ на работу с криптографическими средствами.
Мастер демонтирует устройство, и сотрудники мастерской уничтожают ключевые данные с сохранением сертификата открытого ключа. В ходе замены в ФБУ «Росавтотранс» отправляется заявка об удалении данных. Информация с тахографа переписывается на флешку или диск.
Старый блок СКЗИ и флешку или диск с данными отдают на хранение владельцу или предприятию. На место отработавшего блока специалист устанавливает новый и активирует его.
Как хранить старый блок после замены и как его утилизировать
После демонтажа блок НКМ как модуль криптозащиты нужно хранить в сейфе в течение 1 года. По прошествии года оборудование можно утилизировать самостоятельно.
Для этого нужно стереть данные аппаратным или программным способом и уничтожить блок механически в присутствии комиссии. В комиссию могут входить сотрудники вашего предприятия либо тахомастерской, которая производила замену.
Об утилизации блоков нужно уведомить ФБУ «Росавтотранс»: написать заявление в свободной форме на имя генерального директора и прикрепить акт с указанием уничтоженных блоков. Скан заявления и акта нужно отправить на электронную почту [email protected].
Какие штрафы можно получить за неправильное хранение и утилизацию блока НКМ
Информационную безопасность и средства криптографической защиты контролирует ФСБ. Сотрудники ведомства могут проводить на предприятиях соответствующие проверки и при наличии нарушений выписать штраф:
1. по статье КоАП РФ 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных», п. 6:
для граждан от 1500 до 4000 руб;
для должностных лиц от 8000 до 20000 руб;
для ИП от 20000 до 40000 руб;
для юридических лиц от 50000 до 100000 руб;
2. по статье КоАП РФ 13.12 «Нарушение правил защиты информации», п.6:
Утилизация, хранение и обслуживание блоков НКМ регламентируется следующими документами:
Приказ Министерства транспорта №440, Приложение №3;
Приказ Министерства транспорта № 36 (п. 81);
Положения ПКЗ-2005;
ФЗ № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
ФЗ № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных».
Напомним, что за заменой блока и другими услугами по обслуживанию тахографов вы всегда можете обратиться в нашу тахомастерскую. Мы устанавливаем, активируем, калибруем, ремонтируем тахографы, производим замену НКМ, делаем карты водителей согласно всем требованиям законодательства.
Эксперты отрасли считают, что перевозчикам придется значительно поднять тарифы, чтобы окупить растущие расходы на покупку ТС и техники и зарплату сотрудников. Что еще может ждать
Согласно постановлению Постановлению Правительства №626 от 9 апреля 2022 года, действие водительских удостоверений, истекающих до конца 2023 года, продлили на 3 года. Далее эту меру
Власти активно взялись за грузоперевозчиков: вместе со многими штрафами за ПДД ужесточат и санкции за превышение допустимой массы, габаритов и нагрузки на оси. Также планируется
Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о внесении поправок в статьи КоАП РФ, которые касаются нарушений ПДД. С января повысятся штрафы за превышение
Как понять, что бизнесу уже не обойтись без мониторинга автомобилей и техники? Как дополнительное оборудование поможет повысить эффективность работы и сократить затраты на содержание автопарка?
Со следующего года в столице начнут поднимать транспортный налог: индексировать ставки планируют постепенно до 2031 года. Увеличение платежей коснется легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов.