Top.Mail.Ru
Можно ли нанимать самозанятых для грузоперевозок и как оформить сотрудничество - МониторингАвто
В реестре
Российского ПО
Работаем с
порталом
поставщиков
alt

Можно ли нанимать самозанятых для грузоперевозок и как оформить сотрудничество

Содержание

Закон не запрещает самозанятым заниматься перевозками, и это помогает владельцам грузов сэкономить. Однако есть нюансы. Например, перевозить можно не все категории грузов, а все риски берет на себя заказчик. Разбираемся, в каких случаях допустимо сотрудничать с самозанятыми водителями и как правильно оформить договор.

самозанятые и грузоперевозки

Может ли самозанятый перевозить грузы

Федеральный закон № 422-ФЗ от 27.11.2018 не запрещает плательщикам НПД (налога на профессиональный доход) оказывать услуги по транспортировке. Но брать в работу можно только те грузы, для перевозки которых не нужно оформлять спецразрешение.

Кроме того, по закону водитель без ИП или юрлица не может взять на себя ответственность за груз и заключить соответствующий договор на перевозку груза. Ему разрешается только выполнять заказы по договору возмездного оказания услуг по управлению автомобилем, который относится к договорам гражданско-правового характера (ГПХ). 

Чем отличаются договор перевозки грузов и договор возмездного оказания услуг

Ключевой момент: договор оказания услуг перекладывает все риски за сохранность груза на заказчика. Согласно ему, водитель обязуется только оказать услугу перевозки груза, но приедет ли товар в пункт назначения целым и невредимым — за это исполнитель ответственности не несет. То есть если груз повредится или потеряется, взыскать ущерб с водителя не получится. А вот оплатить услуги перевозки все равно придется.

Кроме этого, для договора возмездного оказания услуг не составляются сопроводительные документы на груз и его описание, а регулируется он главой 39 ГК РФ, которая не относится напрямую к грузоперевозкам.

В каких случаях стоит нанимать самозанятых для перевозок

Все же иногда договор оказания услуг может быть удобным для заказчика, если перевозки не связаны с опасными и крупногабаритными грузами, животными и биологическими материалами, оружием и боеприпасами. 

Например, когда нужно перевезти товары или материалы в рамках одной компании, из одного филиала в другой. Здесь сопроводительные документы на груз не составляются, движение товарно-материальных ценностей не учитывается, поэтому договор оказания услуг вполне подойдет.

Другой пример: компании нужно быстро привлечь водителя для временной замены штатного сотрудника, либо время выполнения заказа важнее сохранности груза. Легче пригласить самозанятого и заключить договор на оказание услуг. К тому же оформить самозанятость гораздо проще, чем получить статус ИП.

Как оформить договор с водителем без ИП

Есть другая сложность: за самозанятыми следит ФНС, поэтому важно правильно прописывать условия в договоре. Если налоговая посчитает, что у вас трудовые отношения, компании придется платить недоимки по налогам и штраф, а также взять водителя на работу по ТК. Поэтому из договора нужно убрать все пункты, которые относятся к трудовому праву, а у исполнителя проверить действующий статус плательщика НПД.

В качестве внештатного перевозчика также можно привлечь и физическое лицо без статуса самозанятого. Однако в этом случае при заключени договора ГПХ компании придется заплатить за водителя НДФЛ и страховые взносы, внести сведения о нем в бухгалтерскую, налоговую и кадровую отчетность. Получается, что выгоднее все-таки нанять плательщика НПД.

При составлении договора с самозанятым прописывают:

  • услуги, которые оказывает исполнитель (предмет договора);
  • налоговый статус исполнителя (плательщик НПД);
  • срок оказания услуги;
  • вознаграждение и способ оплаты;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность исполнителя (например, о сокрытии информации об утрате статуса самозанятого, необходимость уведомить о невозможности выполнить заказ).

При этом вписать пункт об ответственности водителя за груз не получится — он не будет иметь законных оснований. Также не стоит включать пункты о компенсации заказчиком расходов на топливо и обслуживание ТС и обязанность следовать внутреннему трудовому распорядку — иначе отношения могут переквалифицировать в трудовые.

Могут ли запретить самозанятым заниматься перевозками

Некоторые общественные организации выступают за полный запрет работы самозанятых в грузоперевозках. Они считают, что часть перевозчиков использует эту возможность в «серых» схемах для ухода от налогов и ответственности.

Например, «Общественная потребительская инициатива» и «Грузавтотранс» предлагали запретить транспортировку грузов на ТС с максимальной массой свыше 3,5 т и разрешить только для ТС массой от 2,5 до 3,5 тонн. С одной стороны, это может повысить цены на услуги, с другой — «обелить» бизнес. Пока что запрет не принят, поэтому сотрудничать ли с самозанятыми — выбор владельца груза. В некоторых случаях это поможет оптимизировать расходы, но придется принять все риски.

(Прочитано 10 раз, 1 сегодня)

Автор статьи

Сергей Скнарин
Сергей Скнарин
Генеральный директор МониторингАвто
Читайте также:  Цифровые документы для перевозчиков уже в 2022: как оформить электронную накладную?
Последние статьи этого автора
Оцените статью
  • Свежие статьи

  • Самые читаемые

  • Также может быть интересно
    Советы для водителей
    Статьи о транспорте

    Медосмотры для водителей: виды, правила и варианты проведения

    Медосмотры водителей — обязательная процедура как для компаний, так и для ИП. Разберем, какие виды медосмотров бывают и как их можно организовать, какие штрафы предусмотрены

    Читать далее »
    Статьи о транспорте
    Статьи про GPS
    Статьи про ГЛОНАСС
    Статьи про мониторинг транспорта

    Глобальные спутниковые системы ГЛОНАСС, GPS и другие: как работают и чем отличаются

    Системы глобальной спутниковой навигации сегодня используются повсеместно как в мобильных устройствах, так и в программном обеспечении. Изначально они создавались для военных целей, но сейчас помогают

    Читать далее »
    Без рубрики
    Советы для водителей

    Автоподставы: популярные схемы мошенников и как действовать, если вас обвиняют в ДТП

    Подставы на дорогах — прибыльный бизнес для мошенников и головная боль для обычных водителей. От попадания в нештатные ситуации не застрахован никто, но знать основные

    Читать далее »
    Советы для водителей
    Статьи о транспорте

    Можно ли нанимать самозанятых для грузоперевозок и как оформить сотрудничество

    Закон не запрещает самозанятым заниматься перевозками, и это помогает владельцам грузов сэкономить. Однако есть нюансы. Например, перевозить можно не все категории грузов, а все риски

    Читать далее »
    Статьи про мониторинг транспорта
    Статьи про топливо

    Датчик уровня топлива: для чего он нужен и как работает

    Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство для контроля высоты столба топлива в баке транспортного средства и других емкостях. В системе мониторинга транспорта этот прибор помогает

    Читать далее »
    Статьи про мониторинг транспорта
    Статьи про топливо

    9 мифов о системе мониторинга транспорта

    Хотя системы мониторинга транспорта используются на предприятиях далеко не первый год, с этой технологией до сих пор связано множество слухов. Мы собрали основные заблуждения и

    Читать далее »

    Запрос звонка