Тахографы должны устанавливать все владельцы грузовиков весом более 3,5 тонн и автобусов. Это — дорогое удовольствие, и есть большой риск наткнуться на развод. Чтобы не оказаться не только без денег, но и без тахографа, нужно выбрать надежного поставщика. Рассказываем, как проверить мастерскую и не попасться мошенникам.
Напомним: тахограф — это прибор для контроля режима труда и отдыха водителей. Согласно Приказу Минтранса №440 от 28 октября 2020 года, им должны быть оснащены все грузовики весом более 3,5 тонн и автобусы. Подробнее о том, кому нужно установить это устройство, мы уже писали в этой статье.
Если тахограф на автомобиле сломан или вообще отсутствует, то владелец, водитель и должностное лицо, которое отвечает за выход транспорта на линию, могут получить штраф. Повезло, если все они сочетаются в одном лице, штраф будет не совсем космическим, но если это все разные люди и компания большая, то реальные цифры могут доходить до 127 тыс. рублей за один тахограф.
Надо сказать, что сами приборы — тоже недешевое удовольствие, стоимость оборудования с установкой составит 47 тыс. рублей, карта водителя обойдется в 3900 руб. Еще каждые 3 года требуется замена блока НКМ — это еще в 29 тыс. руб.
И вот с чем мы регулярно сталкиваемся на практике: многие владельцы автомобилей пытаются сэкономить и обращаются к «независимым подрядчикам», покупают тахографы с рук. Чаще всего подобные истории заканчиваются тем, что людям приходится выплачивать штраф за неисправное оборудование и делать все заново — но уже в нормальных мастерских.
Поэтому за установкой, ремонтом и поверкой тахографа не стоит обращаться в первый попавшийся сервис — услуги «серой» тахомастерской могут обернуться вам большими проблемами. На что нужно обратить внимание, расскажем далее.
Признаки надежности тахомастерской
Основных признаков два — это регистрация в ФБУ «Росавтотранс» и наличие лицензии от ФСБ. За что они отвечают и как их проверить, разберем ниже.
Действующая запись в перечне ФБУ «Росавтотранс»
Прежде всего, мастерская должна быть официально зарегистрирована. Приказ Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам…», устанавливает, что сведения о мастерских обязательно подлежат учету в ФБУ «Росавтотранс».
Важно отметить, что разграничиваются два перечня:
сведения о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;
реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах для международных перевозок (ЕСТР).
Процедура учета мастерских нужна для контроля их организационно-технического уровня и для обеспечения правильной работы тахографов – в частности, достоверности их показаний.
Чтобы получить допуск в реестр, сервис должен соответствовать ряду требований. Они касаются размера и оборудования производственных помещений, прилегающей территории, комнаты для защищенного хранения информации и карт мастерской, наличия всех необходимых инструментов. Кроме того, персонал должен пройти курс обучения в лицензированном учебном центре.
Наличие лицензии ФСБ для работы с СКЗИ
В упомянутом Приказе Минтранса также установлен перечень процедур, выполняемых исключительно мастерскими, а не владельцами ТС:
Учитывая, что блок СКЗИ (средства криптографической защиты информации) является одной из составных частей тахографа, деятельность мастерских тесно связана с криптографическими (шифровальными) средствами. Работы в отношении таких средств регулируются Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 — в нем указан перечень работ, для которых нужна лицензия.
Из этого перечня мастерские выполняют три вида работ:
То есть для выполнения практически всех работ с тахографами мастерская должна иметь действующую лицензию от ФСБ. Без нее нельзя законно:
выдавать карту тахографа. В случае неисправности карты мастерская без лицензии столкнется с трудностями при отправке карты обратно производителю;
активировать блок СКЗИ на сервере ФБУ «Росавтотранс»;
активировать блок СКЗИ с помощью карты мастерской;
проводить ремонт активированного тахографа.
Лицензия не требуется только в следующих случаях:
когда ремонт тахографа не затрагивает исправный блок СКЗИ;
когда при работе с неисправным блоком СКЗИ мастерская только изымает его из тахографа и не делает ремонт.
Проверить наличие документа можно на сайте компании — если с лицензией все в порядке, мастерской нечего скрывать.
Ответственность за нарушение закона
За несоблюдение описанных правил предусматриваются наказания не только для «серых» мастерских, но и для их клиентов.
Для водителей и перевозчиков
Согласно упомянутому выше Приказу Минтранса, владельцы транспортных средств обязаны проводить работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов только в тех мастерских, которые прошли учет в ФБУ «Росавтотранс». Ответственность водителей — физлиц — и владельцев — юрлиц и ИП — за соблюдение требований к использованию тахографа прописана в КаАП РФ (ч.1 ст. 11.23). За нарушения можно получить штраф от трех до пяти тысяч рублей.
Для мастерских
Тут наказание будет гораздо строже. Если сервис умышленно ввел клиента в заблуждение и выполнил работы без регистрации и лицензии, его должностных лиц могут привлечь к уголовной ответственности по 159-й статье УК РФ «Мошенничество», либо к гражданской ответственности с возмещением убытков в пользу потребителя.
Чтобы избежать проблем, обращайтесь только в те сервисы, которые работают прозрачно и не ищут лазеек в законе. Например, к нам в МониторингАвто : )
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, мы публикуем новости отрасли и коммерческого транспорта, разбираем новые законы и рассказываем о системах слежения, тахографах и другом оборудовании.
Транспондер — это устройство для безостановочного проезда по платным трассам, которое помогает сэкономить время в очередях. Рассказываем, как им пользоваться и где приобрести. Транспондер позволяет
Мир стремительно развивается, и транспортная отрасль не отстает. В ближайшие годы мониторинг транспорта перейдет на новый уровень, интегрируя передовые технологии и отвечая на вызовы современности.
Все тахографы СКЗИ и ЕСТР имеют два слота для карт, чтобы при необходимости фиксировать режим труда и отдыха водителей, работающих в составе одного экипажа. Рассказываем,
В каждой компании с собственным автопарком рано или поздно возникает вопрос об оптимизации его работы и сокращении издержек на его содержание. Рассказываем, что нужно сделать
Ранее «Известия» сообщили, что с осени 2024 года 75% таксистов не смогут работать легально. Всё дело в новых требованиях, связанных с оформлением ОСГОП — обязательного
С 1 января 2025 года лесозаготовительной и лесопожарной технике запретят работать без средств навигационного контроля, а нарушителей ждут крупные штрафы. Разбираемся, как владельцам ТС соответствовать