Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Медосмотры водителей — обязательная процедура как для компаний, так и для ИП. Разберем, какие виды медосмотров бывают и как их можно организовать, какие штрафы предусмотрены для тех, кто не проходит осмотры.
По цели и частоте проведения медосмотры разделяют на:
предварительные — организуются при приеме на работу;
предрейсовые — проводятся перед выходом в рейс;
послерейсовые — нужны для водителей, перевозящих пассажиров по договору и опасные грузы;
осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены) — организуются по решению работодателя;
периодические — проводятся в ходе работы водителя в компании не реже, чем 1 раз в два года.
Самым важным считается предрейсовый осмотр: контроль самочувствия водителя перед самим рейсом снижает риск попадания в ДТП.
Штрафы за нарушение порядка медосмотров водителей
Правила медицинских осмотров водителей регулируются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. N 266н.
За отсутствие медосмотра по ст. 12.31.1. КоАП РФ предусмотрены штрафы:
3 000 рублей для водителей;
5 000 рублей для должностных лиц;
30 000 для юридических лиц и ИП.
Если водитель попал в тяжелое ДТП, а предрейсовый медосмотр не был проведен, по ст. 143 УК РФ санкции коснутся руководителя или лица, которое отвечает за охрану труда и проведение осмотров. Статья предусматривает наказание от штрафа в размере до 400 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 1 года.
За нарушение установленного порядка медицинских осмотров по ст. 11.32 КоАП РФ размер штрафа составит:
1 000 — 1 500 рублей для водителей;
2 000 — 3 000 рублей для должностных лиц;
30 000 — 50 000 рублей для юридических лиц и ИП.
Что проверяют на предрейсовом осмотре
Предрейсовый осмотр состоит из трех основных этапов:
Медработник проверяет общее самочувствие водителя: температуру, артериальное давление, реакцию зрачков на свет, наличие переутомления.
Проверка на трезвость: наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе оценивают с помощью алкотестера. Норма зафиксирована в примечании к статье 12.8 КоАП РФ: это 0,16 мг этилового спирта на 1 л выдыхаемого воздуха, или 0,3 промилле в крови.
Заполнение бумаг: медработник заполняет журнал и ставит в путевом листе отметку (штамп): «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
Водителя отстраняют от работы, если выявили общее неудовлетворительное состояние (например, характерное повышение давления, обострение хронического заболевания) либо состояние алкогольного или наркотического опьянения.
В первом случае водитель получает справку и направляется с ней в поликлинику, чтобы открыть больничный, либо оформляет простой по не зависящим от сторон причинам (это время оплачивается в размере не менее 2/3 от ставки или оклада).
Во втором случае либо составляют акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если опьянение подтвердилось в результате теста, либо отправляют работника на дополнительное медосвидетельствование.
Организация и оплата проведения медосмотров — ответственность работодателя. Сделать это он может одним из трех способов: нанять медработника в штат, заключить договор с медицинской компанией или приобрести оборудование для дистанционных медосмотров.
1. Медработник в штате
При этом способе проведения медосмотров компания оборудует медицинский кабинет, оформляет соответствующую лицензию и нанимает медперсонал по трудовому договору.
У медработника должен быть действующий сертификат от регионального наркологического диспансера или больницы, подтверждающий подготовку по программе проведения медосмотров водителей ТС.
С одной стороны, это удобно: штатный специалист может контролировать здоровье сотрудников на территории предприятия в любое время. С другой, это более дорогой вариант, который подходит скорее для крупных компаний.
2. Договор с медицинской компанией
Договор заключают с организацией, имеющей лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг. Это более экономичный способ, но придется продумывать, как доставлять работников в медучреждение и обратно. Зато это подходящий вариант для тех, у кого неподалеку от предприятия имеется медицинская компания, которая проводит медосмотры.
3. Дистанционные медосмотры
По Федеральному закону от 29.12.2022 № 629-ФЗ с 1 сентября 2023 года предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей можно проводить дистанционно.
Для этого в компании устанавливается специальный терминал, который подключают к системе бесконтактных медицинских осмотров. На терминале водители измеряют давление, пульс, проходят тест на алкоголь.
Медработник находится в медицинском кабинете у компьютера и удаленно, на основе физиологических параметров, фото- и видеофиксации дает свое заключение, подкрепляя его электронной подписью.
Результат осмотра записывается в электронный журнал и передается на терминал. Если заключение положительное, терминал печатает термонаклейку, которую вклеивают в путевой лист.
Такой вариант подходит в том числе для компаний, работающих в удаленных от крупных населенных пунктов районах. Однако он предполагает затраты на оборудование, а также не подходит для водителей, которые занимаются перевозками организованных групп детей и опасных грузов, либо работают на регулярных междугородних маршрутах дальностью от 300 км.
Несоблюдение правил использования тахографа и попытки повлиять на его показания инспектор легко обнаружит при проверке. Собрали список, что нельзя делать с прибором, чтобы не получить
Госдума и Совет Федерации одобрили давно обсуждаемый законопроект о реестре экспедиторов и электронном документообороте. Предполагается, что он повысит прозрачность грузоперевозок. Разбираемся, что ждет транспортные компании
Чтобы зарабатывать на услугах перевозки пассажиров автобусом или такси, водительских прав недостаточно — придется оформить специальную лицензию. Рассказываем, что для этого нужно. Кому нужна лицензия
Многие владельцы грузовиков сталкиваются с проблемой: пропуск блокируют из-за того, что данные с ГЛОНАСС не поступают в РНИС, хотя машина зарегистрирована в системе. Почему так
Медосмотры водителей — обязательная процедура как для компаний, так и для ИП. Разберем, какие виды медосмотров бывают и как их можно организовать, какие штрафы предусмотрены
Системы глобальной спутниковой навигации сегодня используются повсеместно как в мобильных устройствах, так и в программном обеспечении. Изначально они создавались для военных целей, но сейчас помогают