О дефиците профессиональных водителей в России говорят уже несколько лет, и ситуация не становится лучше. Чтобы удержать сотрудников автопарка и сформировать костяк квалифицированных кадров, нужна простая и логичная система мотивации — такая, которая не отпугнет водителей, но побудит их работать эффективнее. В статье расскажем, из чего она может состоять.
Итак, грамотная система мотивации обычно состоит из заработной платы, дополнительных материальных или нематериальных поощрений и системы штрафов за нарушения.
Заработная плата
При разработке системы мотивации нужно учесть несколько факторов.
Определите минимальную ставку оплаты труда. Это порог, ниже которого оклад не опускается, даже если у водителя небольшая загрузка. Ведь он не отвечает за количество поступивших заказов, все зависит от деятельности компании. Гарантированный оклад дает уверенность в завтрашнем дне.
Установите максимальную планку оплаты. Это нужно для того, чтобы зарплата соотносилась с трудозатратами. Например, если доход водителя зависит от количества перевезенных коробок, то при автоматизированном расчете выплата иногда может быть завышена. Например, если на склад поступило 100 мелких коробок, а не 10 крупных, как обычно.
Разделите водителей на категории. Доход водителя может зависеть от того, состоит ли он в штате компании и какую ответственность несет — например, использует личный или корпоративный транспорт. Внештатные водители на личных автомобилях более заинтересованы в высокой производительности труда и внимательны к системе мотивации.
Из чего складывается оплата труда водителя
Совокупный доход может состоять из следующих частей:
постоянная часть (оклад) — должна быть напрямую связана с графиком работы и составлять 30–50% совокупного дохода. Причем для штатных сотрудников этот процент должен быть выше, для внештатников — ниже;
переменная часть — зависит от дальности маршрута, объема перевезенного груза или количества мест доставки и должна составлять не менее 40% от всего дохода. Формула расчета должна быть простой, чтобы работник при получении маршрутного листа мог сам прикинуть, сколько заработает;
доплата за выполнение смежных функций или сложность работы — например, за выполнение работы грузчика, ранний выезд, обучение новых сотрудников или расходы на топливо и амортизацию.
В случае, если переменная часть составляет большую долю зарплаты, но водители все равно отлынивают от работы, варианта два. Либо они нашли заработок на стороне, либо просто не заинтересованы в работе и увеличении своего дохода. Это повод расстаться с такими сотрудниками.
Штрафы и поощрения
В качестве дополнительной мотивации в компаниях используют рейтинги эффективности водителей с награждением в конце отчетного периода. Оценивают не только эффективность в работе, но и аккуратность вождения. Награждение проводится на общем собрании и может сопровождаться похвалой от руководства, денежной премией или подарком.
Еще один вариант нематериальной мотивации — мероприятия, направленные на сплочение команды (тимбилдинг) или совместное обучение — например, разъяснения нововведений в ПДД от приглашенного эксперта. И, конечно, большое значение имеет здоровая рабочая среда, в которой спокойно решают конфликты.
Штрафы могут назначаться за несвоевременное выполнение рабочих обязанностей или махинации, связанные с транспортом компании и расходами на ГСМ. Сюда относятся необоснованные длительные простои, «левые» рейсы, сливы топлива, регулярное нарушение ПДД и агрессивное вождение.
При первом нарушении можно обойтись воспитательной беседой, а при повторных — уже взимать штрафы. При этом важно, чтобы система мотивации была построена не на одних штрафах, иначе у водителя не будет стимула стараться — «все равно часть зарплаты отнимут». Например, добросовестным сотрудникам вы назначаете бонусы за отсутствие нарушений и аккуратную езду.
Система мониторинга для оценки эффективности водителей
Система слежения за транспортом помогает контролировать пробег, маршрут, простои ТС, обнаружить сливы топлива. Дополнительный функционал для оценки качества вождения выявляет маневры, которые приводят к преждевременному износу машины и опасным ситуациям на дороге: превышение скорости, резкие повороты, разгоны и торможения. Благодаря подключению мониторинга компании оптимизируют расходы на автопарк и пресекают кражи и другие нарушения со стороны водителей. Автоматизируйте контроль за транспортом и сотрудниками с «МониторингАвто» — наши менеджеры готовы ответить на все вопросы и подобрать подходящее решение.
Со следующего года в столице начнут поднимать транспортный налог: индексировать ставки планируют постепенно до 2031 года. Увеличение платежей коснется легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов.
Контроль расхода топлива — следующая, после мониторинга маршрутов, задача системы мониторинга транспорта. Какое оборудования выбрать для отслеживания топлива — универсальный ДУТ или более сложный расходомер
Аппаратура спутниковой навигации (АСН) — это бортовой терминал, который устанавливают в транспорте, чтобы передавать его местоположение и другие параметры в информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас установка
О дефиците профессиональных водителей в России говорят уже несколько лет, и ситуация не становится лучше. Чтобы удержать сотрудников автопарка и сформировать костяк квалифицированных кадров, нужна
У вас уже подключено слежение за транспортом и контроль топлива, но никаких изменений в работе компании и бюджете нет? Возможно, вы что-то упустили на этапе
Перевозчики могут частично вернуть деньги, потраченные на покупку тахографов, изготовление карт водителей и замену блоков НКМ, за счет сумм страховых взносов. В статье расскажем, как