Коронакризис затронул не только сферу грузоперевозок в целом, но и сказался на продажах грузовых автомобилей. И это связанные явления.
Как кризис сказался на грузоперевозках?
С введением всем известного режима самоизоляции резко просела вся отрасль перевозок. Новых заказов мало, все держалось на ранее заключенных контрактах, да и те могли быть отложены. По оценкам экспертов, объем грузовых перевозок за период апрель-май сократился на 30 %.
Межрегиональные и международные перевозки столкнулись с проблемами посерьезнее. За время ограничений 40% российских перевозчиков с трудом находили новые заказы, и около 16% предпринимателей потеряли клиентов. Обострились и другие давно назревающие проблемы отрасли.
Почему сократились продажи грузовых автомобилей?
Несмотря на то, что подержанные автомобили теряют в стоимости, новые хозяева для них находятся с трудом. Спрос на новые грузовики также ощутимо снизился. Продажи просели как на грузовики, так и на малотоннажные коммерческие автомобили, тягачи и прицепы.
Связь с коронакризисом прямая: чем ниже прибыльность сферы грузоперевозок, тем меньше желающих начать это ремесло, обновить «железного коня» или расширить уже имеющийся автопарк.
Спад спроса на новые и подержанные малотоннажные (LCV) грузовые автомобили ощутим больше всего. По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research (RAMR), если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года, продажи автомобилей в период январь-май 2020 года сократились на 15% и 17%. Спрос на новые и подержанные грузовые автомобили также снизился – на 11% и 12% . Новые и подержанные прицепы и полуприцепы стали покупаться на 4% и 11% реже.
За период январь-май 2020 года положительную динамику продаж показали лишь 2 из 10 популярных брендов – «Урал» (+17,1%) и Isuzu (+14,3%). Среди подержанных грузовиков рост продаж зафиксирован лишь у Isuzu (+28,3%).
Эксперты RAMR ожидают, что в первую очередь падение продаж коснется европейских грузовиков: DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo. Это связано с тем, что на фоне кризиса покупательская способность падает, а цены растут. Европейская техника изначально имеет более высокую стоимость по сравнению с российскими и китайскими производителями. А следовательно, покупатели предпочтут более бюджетный вариант.
Также не стоит забывать о госзакупках, которые оказывают огромное влияние на формирование рынка российских грузоперевозок. А государство, естественно, поддерживает отечественных производителей. Однако опережающие госзакупки могут отрицательно повлиять на продажи грузовиков в следующих 2021-2022 годах. А если так, то восстановление рынка грузовых автомобилей после спада будет проходить гораздо медленней.
Подержанный грузовик: стоит ли покупать? Мнение экспертов
АТИ пообщался с представителями российского рынка грузоперевозок, и вот что они рассказали.
Председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров
«— Рынок магистральных тягачей сегодня находится в неадекватном состоянии. Новые машины частникам и небольшим компаниям не приобрести, они очень дорогие. Приходится покупать подержанные грузовики, но и они чаще всего далеки от идеала.»
Рабочий ресурс грузовиков не бесконечный. И если крупные компании продают свои машины после 4-5 лет службы, то частники и малый бизнес выжимают из своих грузовиков максимум. Казалось бы, покупай автомобиль у крупных компаний, экономь на машине и зарабатывай на жизнь. Но если бы все было так просто. Сергей Владимиров делится историей:
«— Пару лет назад мы искали машину. Тогда «Магнит» пачками выставлял на продажу свои MAN’ы, и из 40 пересмотренных машин мы нашли всего одну более-менее живую, и та требовала вложений. Все остальные были убиты в хлам! Такие и частник брать не станет.»
Эксперт отмечает, что покупка автомобиля с рук не сильно экономит деньги. Так как ремонт такой «ласточки» может обойтись в половину ее стоимости. При покупке подержанного грузовика нужно быть внимательным и проверять не только общее состояние автомобиля, но и VIN-номера: в наших климатических условиях они часто гниют и становятся нечитаемыми.
Также он подтвердил, что желающих заняться грузоперевозками становится все меньше – все-таки рентабельность бизнеса невысока. Следовательно и продать свою машину автовладельцам становится все сложнее. С сожалением эксперт отметил и незавидную судьбу «новичков» на рынке:
«— Некоторые с бухты-барахты, насмотревшись фильмов, начинают думать, что дальнобойщики воротят какими-то средствами. Недавно пара человек воткнулись в эту историю, не зная ничего о самой работе. Машины взяли, а теперь за голову схватились – каким образом зарабатывать? Они не понимают, каким образом зарабатываются средства на грузоперевозках. Они кричат – хелп, помогите! А как им поможешь, когда и профессионалы сейчас кричат то же самое?»
Генеральный директор транспортной компании «Вилар» Сергей Ариншин
Эксперт отметил повышение цен не только на европейские грузовики, но и на российские:
«— В марте мы покупали новые среднетоннажники, цена была старой. А недавно запросили предложения и увидели, что ценники значительно выросли. Предполагаем, что это может быть связано с дефицитом шасси, возникшим из-за временного простоя заводов. Наверное, дилеры на этом спекулируют»
По опыту Ариншина, износостойкость иностранной техники выше отечественной. Среднетоннажные автомобили (например, «ГАЗон Next») компания продает после 3-4 года службы, именно тогда у грузовиков начинают появляться проблемы. Иномарки в этом плане надежней: «у нас была восьмилетняя Fuso, она прекрасно делала свою работу».
Эксперт тоже отметил отрицательную рентабельность бизнеса при высокой конкуренции на рынке грузоперевозок, что, несомненно, сказывается и на вторичном рынке:
«— Продавать машины сегодня действительно сложнее, чем покупать. Раньше рынок на этом и жил: машины покупались, окупались и продавались, а их владельцы получали остаточную стоимость.»
Транспондер — это устройство для безостановочного проезда по платным трассам, которое помогает сэкономить время в очередях. Рассказываем, как им пользоваться и где приобрести. Транспондер позволяет
Мир стремительно развивается, и транспортная отрасль не отстает. В ближайшие годы мониторинг транспорта перейдет на новый уровень, интегрируя передовые технологии и отвечая на вызовы современности.
Все тахографы СКЗИ и ЕСТР имеют два слота для карт, чтобы при необходимости фиксировать режим труда и отдыха водителей, работающих в составе одного экипажа. Рассказываем,
В каждой компании с собственным автопарком рано или поздно возникает вопрос об оптимизации его работы и сокращении издержек на его содержание. Рассказываем, что нужно сделать
Ранее «Известия» сообщили, что с осени 2024 года 75% таксистов не смогут работать легально. Всё дело в новых требованиях, связанных с оформлением ОСГОП — обязательного
С 1 января 2025 года лесозаготовительной и лесопожарной технике запретят работать без средств навигационного контроля, а нарушителей ждут крупные штрафы. Разбираемся, как владельцам ТС соответствовать