Блог «МониторингАвто»

Почему в кризис продать грузовой автомобиль сложнее, чем купить?

Коронакризис затронул не только сферу грузоперевозок в целом, но и сказался на продажах грузовых автомобилей. И это связанные явления.

Как кризис сказался на грузоперевозках?

С введением всем известного режима самоизоляции резко просела вся отрасль перевозок. Новых заказов мало, все держалось на ранее заключенных контрактах, да и те могли быть отложены. По оценкам экспертов, объем грузовых перевозок за период апрель-май сократился на 30 %.

К счастью для “городских” грузоперевозок, снятие ограничений пришлось как раз на основной сезон заказов. Это, как отмечают представители отрасли, помогло компаниям понести меньшие убытки, чем могли бы быть.

Межрегиональные и международные перевозки столкнулись с проблемами посерьезнее. За время ограничений 40% российских перевозчиков с трудом находили новые заказы, и около 16% предпринимателей потеряли клиентов. Обострились и другие давно назревающие проблемы отрасли.

Почему сократились продажи грузовых автомобилей?

Несмотря на то, что подержанные автомобили теряют в стоимости, новые хозяева для них находятся с трудом. Спрос на новые грузовики также ощутимо снизился. Продажи просели как на грузовики, так и на малотоннажные коммерческие автомобили, тягачи и прицепы.

Связь с коронакризисом прямая: чем ниже прибыльность сферы грузоперевозок, тем меньше желающих начать это ремесло, обновить “железного коня” или расширить уже имеющийся автопарк.

Спад спроса на новые и подержанные малотоннажные (LCV) грузовые автомобили ощутим больше всего. По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research (RAMR), если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года, продажи автомобилей в период январь-май 2020 года сократились на 15% и 17%. Спрос на новые и подержанные грузовые автомобили также снизился – на 11% и 12% . Новые и подержанные прицепы и полуприцепы стали покупаться на 4% и 11% реже.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Памятка: как защитить свой автомобиль от некачественного топлива? Где можно заправляться?

За период январь-май 2020 года положительную динамику продаж показали лишь 2 из 10 популярных брендов – «Урал» (+17,1%) и Isuzu (+14,3%). Среди подержанных грузовиков рост продаж зафиксирован лишь у Isuzu (+28,3%).

Источник: Russian Automotive Market Research

Эксперты RAMR ожидают, что в первую очередь падение продаж коснется европейских грузовиков: DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo. Это связано с тем, что на фоне кризиса покупательская способность падает, а цены растут. Европейская техника изначально имеет более высокую стоимость по сравнению с российскими и китайскими производителями. А следовательно, покупатели предпочтут более бюджетный вариант.

Также не стоит забывать о госзакупках, которые оказывают огромное влияние на формирование рынка российских грузоперевозок. А государство, естественно, поддерживает отечественных производителей. Однако опережающие госзакупки могут отрицательно повлиять на продажи грузовиков в следующих 2021-2022 годах. А если так, то восстановление рынка грузовых автомобилей после спада будет проходить гораздо медленней. 

Подержанный грузовик: стоит ли покупать? Мнение экспертов

АТИ пообщался с представителями российского рынка грузоперевозок, и вот что они рассказали.

Председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров

“— Рынок магистральных тягачей сегодня находится в неадекватном состоянии. Новые машины частникам и небольшим компаниям не приобрести, они очень дорогие. Приходится покупать подержанные грузовики, но и они чаще всего далеки от идеала.”

Рабочий ресурс грузовиков не бесконечный. И если крупные компании продают свои машины после 4-5 лет службы, то частники и малый бизнес выжимают из своих грузовиков максимум. Казалось бы, покупай автомобиль у крупных компаний, экономь на машине и зарабатывай на жизнь. Но если бы все было так просто. Сергей Владимиров делится историей:

“— Пару лет назад мы искали машину. Тогда «Магнит» пачками выставлял на продажу свои MAN’ы, и из 40 пересмотренных машин мы нашли всего одну более-менее живую, и та требовала вложений. Все остальные были убиты в хлам! Такие и частник брать не станет.”

Эксперт отмечает, что покупка автомобиля с рук не сильно экономит деньги. Так как ремонт такой “ласточки” может обойтись в половину ее стоимости.
При покупке подержанного грузовика нужно быть внимательным и проверять не только общее состояние автомобиля, но и VIN-номера: в наших климатических условиях они часто гниют и становятся нечитаемыми. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Денежная компенсация за незаконный штраф: что еще может быть включено в новый КоАП?

Также он подтвердил, что желающих заняться грузоперевозками становится все меньше – все-таки рентабельность бизнеса невысока. Следовательно и продать свою машину автовладельцам становится все сложнее.
С сожалением эксперт отметил и незавидную судьбу “новичков” на рынке:

“— Некоторые с бухты-барахты, насмотревшись фильмов, начинают думать, что дальнобойщики воротят какими-то средствами. Недавно пара человек воткнулись в эту историю, не зная ничего о самой работе. Машины взяли, а теперь за голову схватились – каким образом зарабатывать? Они не понимают, каким образом зарабатываются средства на грузоперевозках. Они кричат – хелп, помогите! А как им поможешь, когда и профессионалы сейчас кричат то же самое?”

Генеральный директор транспортной компании «Вилар» Сергей Ариншин

Эксперт отметил повышение цен не только на европейские грузовики, но и на российские:

“— В марте мы покупали новые среднетоннажники, цена была старой. А недавно запросили предложения и увидели, что ценники значительно выросли. Предполагаем, что это может быть связано с дефицитом шасси, возникшим из-за временного простоя заводов. Наверное, дилеры на этом спекулируют”

По опыту Ариншина, износостойкость иностранной техники выше отечественной. Среднетоннажные автомобили (например, «ГАЗон Next») компания продает после 3-4 года службы, именно тогда у грузовиков начинают появляться проблемы. Иномарки в этом плане надежней: “у нас была восьмилетняя Fuso, она прекрасно делала свою работу”.

Эксперт тоже отметил отрицательную рентабельность бизнеса при высокой конкуренции на рынке грузоперевозок, что, несомненно, сказывается и на вторичном рынке:

“— Продавать машины сегодня действительно сложнее, чем покупать. Раньше рынок на этом и жил: машины покупались, окупались и продавались, а их владельцы получали остаточную стоимость.”

Просмотров: 229





Подпишитесь на нашу рассылку сейчас и получайте эксклюзивные советы по контролю автопарка!