В 2023 году рост цен на топливо будет сдержан и составит процент, равный размеру инфляции – то есть, 5-7%. Расскажем, как рассчитать расход топлива, что на него влияет и как его сократить.
Что влияет на расход бензина и дизеля
Расход различного топлива можно измерить в л/100 км – в литрах на 100 км пути. При этом двигатели на дизеле “едят” меньше. По мнению производителей, существует 3 варианта расхода топлива:
- на трассе, где скорость 90 км/ч;
- в городе;
- средний расход.
Однако тестирование в лабораторных исследованиях зачастую отличаются от действительной ситуации на разных дорогах, к тому же врать может и бортовой компьютер. На изменение расхода топлива могут влиять самые разные факторы:
- качество топлива;
- состояние двигателя внутреннего сгорания – если он изношен или неправильно отрегулирован, расход будет выше;
- температур снаружи – если двигатель долго не может прогреться,
- загрузка авто – чем тяжелее машина, тем выше расход;
- давление воздуха в шинах – это касается даже немного недокачанных шин, которые создают сопротивление качению, на что тратится 5-15% расхода топлива;
- трафик – в пробках мы едем на пониженных передачах, из-за чего расход повышается;
- покрытие и рельеф – если машина буксует или преодолевает препятствия, это является фактором, влияющим на топливную экономию;
- аэродинамика – автобоксы на крыше авто препятствуют плавным аэродинамическим свойствам;
- стиль вождения – если водитель резко газует и тормозит и нажимает педаль “в пол”, топливо расходуется быстрее.
Как итог, показатель расхода топлива в действительности может отличаться на 30-40% от того, что заявлен.
Формула расчета расхода топлива
Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р регулируется только расход транспортных средств юрлиц, однако способ расчета экономичности легковых автомобилей (п. 7, гл. 2) может подойти для того, чтобы ориентироваться в этой теме:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D), где
Qн — нормативный расход топлив, л;
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Последний пункт служит для учета различных факторов, которые влияют на расход топлива: климат в регионе, высота местности над уровнем моря, кол-во крутых поворотов на 1 км трассы, городская плотность населения (влияет на трафик). Из-за поправочного коэффициента к стандарту может быть прибавлен коэффициент 5-30%.
Как легко рассчитать расход топлива
Однако вышеописанный расчет достаточно специфический, поэтому мы предлагаем более простой практический метод:
- Заливаете полный бак;
- Обнуляете одометр;
- Расходуете топливо до того, как включится индикатор низкого уровня топлива;
- Фиксируете, сколько км удалось проехать;
- Снова заливаете полный бак, зафиксировав, сколько литров вместилось.
- Считаете расход топлива по такой формуле:
(объем заправки № 2 / километраж, пройденный на заправке № 1) × 100 = расход (л/100 км)
Подсказка: если хотите большую точность, залейте топливо посредством мерной емкости.
Существует также формула для вычисления расхода топлива на трассе и в городе, с помощью которой можно выявить экономичность в смешанном цикле:
(расход на трассе × километраж по трассе + расход в городе × километраж по городу) / общий километраж = расход в смешанном цикле.
Как экономить на топливе
Здесь все достаточно просто – следуйте этим правилам и расход топлива будет более сбалансированным:
- Делайте ТО у проверенных мастеров;
- Утепляйте ДВС для его более медленного остывания, когда вы останавливаетесь на короткое время;
- Контролируйте давление в шинах – особенно в периоды перепада температур;
- Заправляйтесь на проверенных заправках;
- Снимайте багажник с крыши, когда не используете его;
- Используйте высокие передачи в трансмиссии, если возможно, ускоряйтесь плавно.
Как экономить топливо, если у вас автопарк или спецтехника, рассказывали в этой статье.