Top.Mail.Ru
7 мифов о тахографах - МониторингАвто
В реестре
Российского ПО
Работаем с порталом
поставщиков
МОСКВА +7 495 540-40-84
 
БЕСПЛАТНО ПО РОССИИ 8 800 333-32-89
 

7 мифов о тахографах: разбираемся, где правда, а где вымысел

Содержание

Тахограф — это прибор, который уже много лет является неотъемлемой частью контроля за коммерческими пассажирскими и грузовыми перевозками в России. Несмотря на повсеместное использование, вокруг него до сих пор существует множество мифов и заблуждений. Одни из-за них необоснованно несут финансовые потери, другие — рискуют безопасностью на дорогах. Давайте разберемся с самыми частыми из них.

мифы о тахографах

Миф 1: «карта водителя — это просто формальность, можно ездить и без нее»

Утверждение: некоторые водители считают, что тахограф и так фиксирует данные, поэтому вставлять личную карту необязательно. Иногда практикуется езда с одной картой на двух водителей.

Реальность: это одно из самых грубых и частых нарушений.

Согласно Приказу Минтранса № 440, карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя, а также хранит данные о его деятельности. Без нее тахограф не может корректно привязать данные о режиме труда и отдыха к конкретному водителю.

Движение или выпуск на линию ТС без карты водителя приравнивается к отсутствию контрольного устройства. Это влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ — штраф для водителя от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц — от 7 000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для юрлиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

Инспектор ДПС при проверке сразу увидит в данных тахографа периоды работы без карты. Кроме того, в случае аварии это лишит водителя возможности доказать свою невиновность, ссылаясь на соблюдение режима.

Миф 2: «тахографы ставят только на коммерческий транспорт»

Утверждение: если автомобиль используется для частных нужд или в качестве «личного» служебного транспорта, тахограф ему не нужен.

Реальность: критерием обязательной установки тахографа является не форма собственности, а назначение и категория транспортного средства. Категории и виды ТС, которые подлежат обязательному контролю, перечислены в приложении №2 того же Приказа Минтранса №440. Список включает:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
  • ТС категорий N2 и N3 (грузовики массой от 3,5 до 12 т и более 12 т), используемые юридическими лицами и ИП;
  • ТС категорий М2 и М3 (более 8 пассажирских мест), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • ТС категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки.

Исключения действуют для:

  • автобусов городских маршрутов (установлена отсрочка до сентября 2026 г.);
  • ТС для международных перевозок, оснащенных тахографами европейского стандарта ЕСТР;
  • специального, специализированного транспорта и техники, например: автобетононасосы, автобетоносмесители, автокраны, специально оборудованные молоковозы, ТС для внутрихозяйственных перевозок и др.;
  • транспорта оперативных служб;
  • ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • транспорта для перевозки пассажиров по территории предприятия и т.д.

Миф 3: «тахограф не нужен, если автомобиль старой модели»

Утверждение: на старые машины можно не устанавливать тахограф.

Реальность: как и в предыдущем пункте, на самом деле имеют значение только категория и вид ТС, а не его возраст. Исключение по закону действует только для машин, «не предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния».

Миф 4: «Цифровой тахограф можно легко обмануть с помощью магнита или «заводских» режимов»

Утверждение. Существуют «народные» методы обхода: неодимовые магниты на датчик скорости, переключение режимов по своему усмотрению и т.д.

Читайте также:  Будущее уже рядом: как изменился рынок грузоперевозок

Реальность: современные цифровые тахографы (СКЗИ и ЕСТР) эффективно защищены от подобных манипуляций.

Датчик скорости тахографа герметичен и невосприимчив к магнитам. Любая попытка вмешательства в его работу или в электропроводку будет зафиксирована в памяти прибора как стороннее воздействие и обнаружится при распечатке данных.

Помимо штрафа за нарушение режима труда и отдыха (от 1500 до 50 000 рублей), факт вмешательства в работу тахографа может привести к его поломке и дорогостоящему ремонту.

Миф 5: «менять блок НКМ (СКЗИ) — лишняя трата времени и денег»

Утверждение: навигационно-криптографический модуль (блок НКМ, или блок СКЗИ) не нужно заменять после установки и активации.

Реальность: блок НКМ тахографа — это «электронная печать» прибора, которая гарантирует неизменность и достоверность данных.

Устройство шифрует всю сохраняемую информацию: скорость, пробег, периоды активности, попытки взлома. Данные, не защищенные СКЗИ, юридической силы не имеют.

Блок НКМ (СКЗИ) нужно менять каждые 3 года — это стандартный срок его эксплуатации. К этому времени ресурсы хранения данных в памяти блока заканчиваются, и он уже не может выполнять свои функции.

Использование на территории РФ тахографов, не соответствующих требованиям Приказа Минтранса России № 440 (то есть без блока СКЗИ или с просроченным блоком), приравнивается к его отсутствию. А значит, штраф будет соответствующим (по ст. 11.23 КоАП РФ).

Миф 6: «данные с тахографа можно не хранить и не распечатывать»

Утверждение: главное — чтобы тахограф был установлен и в него была вставлена карта. Снимать и анализировать данные — лишняя работа.

Реальность: уже упомянутый приказ №440 обязывает не только использовать тахографы, но и организовывать регулярный сбор и хранение данных с них.

Так, данные с карты водителя нужно выгружать каждые 28 дней. Иначе память карты может переполниться, и записанная информация потеряется. Хранить эту информацию нужно в течение 1 года на случай проверок контрольными органами. Также в статье мы рассказывали, как хранить и утилизировать «старый» блок НКМ.

Несоблюдение этих правил наказывается штрафами как нарушение требований к эксплуатации тахографа (ст. 11.23 КоАП РФ).

Миф 7: «тахографы редко проверяют, можно не соблюдать правила»

Утверждение: если не нарушать ПДД, тахограф проверять не будут.

Реальность: инспектор всегда может остановить машину, проверить наличие тахографа, потребовать распечатку и проверить соблюдение режима труда и отдыха, при нарушениях — выписать штраф.

Поэтому даже в случае поломки тахографа в рейсе водителю необходимо вести учет времени труда и отдыха. Подробнее об этом рассказали в статье.

Тахограф — это не «карательный» инструмент, а в первую очередь средство повышения безопасности на дорогах и обеспечения соблюдения трудовых прав водителей. Попытки обойти его работу сегодня не только бесполезны, но и экономически невыгодны. Грамотное использование тахографа, понимание его функций и соблюдение законодательных требований избавляет от штрафов, помогает строить честные и прозрачные отношения между перевозчиком и водителем и, что самое главное, спасает жизни.

(Прочитано 45 раз, 1 сегодня)
Оцените статью
  • Свежие статьи

  • Самые читаемые

  • Самые читаемые

  • Также может быть интересно

    Новости транспорта
    Статьи о транспорте

    Закон о локализации такси: что ждет перевозчиков и самозанятых водителей

    1 марта 2026 года должен заработать закон о локализации для машин такси, принятый в мае этого года. Будут ли смягчать жесткие требования к перевозчикам и

    Читать далее »
    Статьи о транспорте
    Статьи про тахографы

    7 мифов о тахографах: разбираемся, где правда, а где вымысел

    Тахограф — это прибор, который уже много лет является неотъемлемой частью контроля за коммерческими пассажирскими и грузовыми перевозками в России. Несмотря на повсеместное использование, вокруг

    Читать далее »
    Советы для водителей
    Статьи о транспорте

    Мошенники на СТО: как обманывают автомобилистов

    Собрали популярные схемы обмана автовладельцев при ремонте машин на СТО. Рассказываем, как распознать злоумышленников и не лишиться денег и своего автомобиля. В России владельцы авто

    Читать далее »
    Новости транспорта
    Статьи о транспорте
    Статьи про GPS
    Статьи про ГЛОНАСС
    Статьи про мониторинг транспорта

    Wialon окончательно уходит из России с 1 января 2026 года. Какие есть альтернативы

    Крупнейшая международная платформа для мониторинга Wialon готовится окончательно уйти из России. Рассказываем, какие есть аналоги и как бизнесу не потерять контроль над автопарком. Что ждет

    Читать далее »
    Статьи о транспорте
    Статьи про GPS

    Как найти GPS-трекер в машине

    В современном мире технологии дают нам не только удобства, но и новые угрозы приватности. Установка GPS-трекера в автомобиль без ведома владельца — одна из таких

    Читать далее »
    Советы для водителей
    Статьи про мониторинг транспорта
    Статьи про топливо

    20 причин высокого расхода топлива: почему машина стала потреблять больше горючего

    Повышенный расход топлива — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются водители и владельцы автопарков. Это не только бьет по карману, но и может

    Читать далее »

    МОСКВА
    +7 495 540-40-84
    БЕСПЛАТНО ПО РОССИИ
    8 800 333-32-89

     

    Запрос звонка