Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Тахограф — это прибор, который уже много лет является неотъемлемой частью контроля за коммерческими пассажирскими и грузовыми перевозками в России. Несмотря на повсеместное использование, вокруг него до сих пор существует множество мифов и заблуждений. Одни из-за них необоснованно несут финансовые потери, другие — рискуют безопасностью на дорогах. Давайте разберемся с самыми частыми из них.
Миф 1: «карта водителя — это просто формальность, можно ездить и без нее»
Утверждение: некоторые водители считают, что тахограф и так фиксирует данные, поэтому вставлять личную карту необязательно. Иногда практикуется езда с одной картой на двух водителей.
Реальность: это одно из самых грубых и частых нарушений.
Согласно Приказу Минтранса № 440, карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя, а также хранит данные о его деятельности. Без нее тахограф не может корректно привязать данные о режиме труда и отдыха к конкретному водителю.
Движение или выпуск на линию ТС без карты водителя приравнивается к отсутствию контрольного устройства. Это влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ — штраф для водителя от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц — от 7 000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для юрлиц — от 20 000 до 50 000 рублей.
Инспектор ДПС при проверке сразу увидит в данных тахографа периоды работы без карты. Кроме того, в случае аварии это лишит водителя возможности доказать свою невиновность, ссылаясь на соблюдение режима.
Миф 2: «тахографы ставят только на коммерческий транспорт»
Утверждение: если автомобиль используется для частных нужд или в качестве «личного» служебного транспорта, тахограф ему не нужен.
Реальность: критерием обязательной установки тахографа является не форма собственности, а назначение и категория транспортного средства. Категории и виды ТС, которые подлежат обязательному контролю, перечислены в приложении №2 того же Приказа Минтранса №440. Список включает:
грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
ТС категорий N2 и N3 (грузовики массой от 3,5 до 12 т и более 12 т), используемые юридическими лицами и ИП;
ТС категорий М2 и М3 (более 8 пассажирских мест), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
ТС категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки.
Исключения действуют для:
автобусов городских маршрутов (установлена отсрочка до сентября 2026 г.);
ТС для международных перевозок, оснащенных тахографами европейского стандарта ЕСТР;
специального, специализированного транспорта и техники, например: автобетононасосы, автобетоносмесители, автокраны, специально оборудованные молоковозы, ТС для внутрихозяйственных перевозок и др.;
транспорта оперативных служб;
ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог;
транспорта для перевозки пассажиров по территории предприятия и т.д.
Миф 3: «тахограф не нужен, если автомобиль старой модели»
Утверждение: на старые машины можно не устанавливать тахограф.
Реальность: как и в предыдущем пункте, на самом деле имеют значение только категория и вид ТС, а не его возраст. Исключение по закону действует только для машин, «не предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния».
Миф 4: «Цифровой тахограф можно легко обмануть с помощью магнита или «заводских» режимов»
Утверждение. Существуют «народные» методы обхода: неодимовые магниты на датчик скорости, переключение режимов по своему усмотрению и т.д.
Реальность: современные цифровые тахографы (СКЗИ и ЕСТР) эффективно защищены от подобных манипуляций.
Датчик скорости тахографа герметичен и невосприимчив к магнитам. Любая попытка вмешательства в его работу или в электропроводку будет зафиксирована в памяти прибора как стороннее воздействие и обнаружится при распечатке данных.
Помимо штрафа за нарушение режима труда и отдыха (от 1500 до 50 000 рублей), факт вмешательства в работу тахографа может привести к его поломке и дорогостоящему ремонту.
Миф 5: «менять блок НКМ (СКЗИ) — лишняя трата времени и денег»
Утверждение: навигационно-криптографический модуль (блок НКМ, или блок СКЗИ) не нужно заменять после установки и активации.
Реальность: блок НКМ тахографа — это «электронная печать» прибора, которая гарантирует неизменность и достоверность данных.
Устройство шифрует всю сохраняемую информацию: скорость, пробег, периоды активности, попытки взлома. Данные, не защищенные СКЗИ, юридической силы не имеют.
Блок НКМ (СКЗИ) нужно менять каждые 3 года — это стандартный срок его эксплуатации. К этому времени ресурсы хранения данных в памяти блока заканчиваются, и он уже не может выполнять свои функции.
Использование на территории РФ тахографов, не соответствующих требованиям Приказа Минтранса России № 440 (то есть без блока СКЗИ или с просроченным блоком), приравнивается к его отсутствию. А значит, штраф будет соответствующим (по ст. 11.23 КоАП РФ).
Миф 6: «данные с тахографа можно не хранить и не распечатывать»
Утверждение: главное — чтобы тахограф был установлен и в него была вставлена карта. Снимать и анализировать данные — лишняя работа.
Реальность: уже упомянутый приказ №440 обязывает не только использовать тахографы, но и организовывать регулярный сбор и хранение данных с них.
Так, данные с карты водителя нужно выгружать каждые 28 дней. Иначе память карты может переполниться, и записанная информация потеряется. Хранить эту информацию нужно в течение 1 года на случай проверок контрольными органами. Также в статье мы рассказывали, как хранить и утилизировать «старый» блок НКМ.
Несоблюдение этих правил наказывается штрафами как нарушение требований к эксплуатации тахографа (ст. 11.23 КоАП РФ).
Миф 7: «тахографы редко проверяют, можно не соблюдать правила»
Утверждение: если не нарушать ПДД, тахограф проверять не будут.
Реальность: инспектор всегда может остановить машину, проверить наличие тахографа, потребовать распечатку и проверить соблюдение режима труда и отдыха, при нарушениях — выписать штраф.
Поэтому даже в случае поломки тахографа в рейсе водителю необходимо вести учет времени труда и отдыха. Подробнее об этом рассказали в статье.
Тахограф — это не «карательный» инструмент, а в первую очередь средство повышения безопасности на дорогах и обеспечения соблюдения трудовых прав водителей. Попытки обойти его работу сегодня не только бесполезны, но и экономически невыгодны. Грамотное использование тахографа, понимание его функций и соблюдение законодательных требований избавляет от штрафов, помогает строить честные и прозрачные отношения между перевозчиком и водителем и, что самое главное, спасает жизни.
1 марта 2026 года должен заработать закон о локализации для машин такси, принятый в мае этого года. Будут ли смягчать жесткие требования к перевозчикам и
Тахограф — это прибор, который уже много лет является неотъемлемой частью контроля за коммерческими пассажирскими и грузовыми перевозками в России. Несмотря на повсеместное использование, вокруг
Собрали популярные схемы обмана автовладельцев при ремонте машин на СТО. Рассказываем, как распознать злоумышленников и не лишиться денег и своего автомобиля. В России владельцы авто
Крупнейшая международная платформа для мониторинга Wialon готовится окончательно уйти из России. Рассказываем, какие есть аналоги и как бизнесу не потерять контроль над автопарком. Что ждет
В современном мире технологии дают нам не только удобства, но и новые угрозы приватности. Установка GPS-трекера в автомобиль без ведома владельца — одна из таких
Повышенный расход топлива — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются водители и владельцы автопарков. Это не только бьет по карману, но и может