Согласно данным системы «Платон», сфера грузоперевозок постепенно выбирается из коронакризиса.
Система «Платон» – это не только сбор «платы за тонны» и источник средств для ремонта российских дорог, но и инструмент сбора статистических данных. Именно по этой причине систему не отключили на время «режима повышенной готовности».
«Известия» пообщались с компанией-оператором «Платона» – РТ-Инвест-Транспортные системы (РТИТС) о нынешнем состоянии отрасли грузоперевозок.
Как сказался коронавирус на отраслях грузовых перевозок?
За несколько месяцев «повышенной готовности» автомобильные грузоперевозки вместе с другими отраслями российской экономики прошли через «ледяной душ» резкого падения объема заказов и перестройки системы под новые условия.
Ощутимый спад потока грузовиков по федеральным трассам произошел, разумеется, весной. Самые низкие показатели грузоперевозок 12-тонниками были в апреле: поток сократился на 19,8%. Это связано в первую очередь с пропускным режимом для фур в регионах и запутанными правилами мониторинга здоровья водителей (например, Минтранс обязал водителей соблюдать самоизоляцию между рейсами).
Объемы грузоперевозок начали восстанавливаться только летом. За июнь показатели отставали от предыдущего года на 11%, а в следующем месяце разница между «июль 2019 года» и «июль 2020 года» стала уже -8%. И по прогнозам генерального директора РТИТС Антона Замкова, в ближайшем будущем экономическая активность перевозчиков продолжит расти.
По мнению национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) восстановление рынка автомобильных грузоперевозок связано в том числе и с отложенным спросом.
Руководитель департамента международных автоперевозок ассоциации ведущих автотранспортных операторов (АВАТО) Кондратий Гайкевич отметил, что в апреле-мае наблюдались локальные пики роста в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. А в частности появлялись новые срочные заказы на международные перевозки. В основном осуществлялась доставка медицинских масок и других актуальных в условиях пандемии товаров.
«Безболезненно» коронакризисный период сказался на перевозках сельхозпродукции. За июнь они выросли на 1% по сравнению с 2019 годов, а в июле показатели увеличились на 5% (тоже в сравнении с аналогичным периодом 2019 года). И хотя вирус не сказался на объеме перевозок, все-таки он сумел вскрыть другие проблемы АПК.
Перевозки стройматериалов выросли на 7% в мае, +4% в июне и +4% в июле. Причины такого роста мы объясняли ранее.Сборные перевозки за июль выросли на 2%, а товаров розничной торговли было привезено на 4% больше, чем в прошлом году.
Нынешнее состояние рынка в АВАТО оценивают как неопределенное: с одной стороны, объем грузоперевозок после весеннего кризиса восстанавливается, а с другой – некоторые представители отрасли до сих пор в «режиме ожидания» перемен к лучшему.
По мнению экспертов, показательным станет осенний период. По результатам осени можно будет с большей точностью судить о том, как автомобильные грузоперевозки справились с коронакризисом.
Значимость «Платона» в период карантина
Во время «режима повышенной готовности» система «Платон» показала свою значимость для отрасли грузоперевозок. Благодаря этой системе был собран огромный массив данных, которые позволили государству получить представление оценить состояние всего рынка грузоперевозок. Так считает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин:
«— Конкурентное преимущество России в том, что на отечественном транспорте уже созданы и функционируют несколько информационных инфраструктур с федеральным охватом. Это, в частности, «Платон», единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и другие системы Минтранса России.»
По мнению эксперта пришло необходимо расширять возможности уже функционирующих информационных структур под новые государственные задачи:
— Нужно создавать потребительские сервисы для бизнеса и граждан, обеспечить сопряжение между собой российских и зарубежных систем в интересах мультимодальных и трансграничных перевозок. В житейской аналогии — мы купили смартфон, на который пошли основные затраты, а теперь можем просто, быстро и относительно дешево устанавливать на него необходимые цифровые сервисы.
Эксперты отрасли считают, что перевозчикам придется значительно поднять тарифы, чтобы окупить растущие расходы на покупку ТС и техники и зарплату сотрудников. Что еще может ждать
Согласно постановлению Постановлению Правительства №626 от 9 апреля 2022 года, действие водительских удостоверений, истекающих до конца 2023 года, продлили на 3 года. Далее эту меру
Власти активно взялись за грузоперевозчиков: вместе со многими штрафами за ПДД ужесточат и санкции за превышение допустимой массы, габаритов и нагрузки на оси. Также планируется
Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о внесении поправок в статьи КоАП РФ, которые касаются нарушений ПДД. С января повысятся штрафы за превышение
Как понять, что бизнесу уже не обойтись без мониторинга автомобилей и техники? Как дополнительное оборудование поможет повысить эффективность работы и сократить затраты на содержание автопарка?
Со следующего года в столице начнут поднимать транспортный налог: индексировать ставки планируют постепенно до 2031 года. Увеличение платежей коснется легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов.