Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Несоблюдение правил использования тахографа и попытки повлиять на его показания инспектор легко обнаружит при проверке. Собрали список, что нельзя делать с прибором, чтобы не получить штраф.
Использование тахографа регулируется следующими законами:
обязанность установить тахограф на ТС категорий N2, N3 и M2, M3 утверждена в Приказе Минтранса № 438;
особенности режима труда и отдыха водителей утверждены в Приказе Минтранса № 424;
правила пользования тахографом и картой водителя прописаны в Приказе Минтранса №440.
Рассмотрим, что запрещается делать с тахографом, картой водителя и блоком НКМ.
1. Вмешиваться в конструкцию тахографа и пытаться изменить показания
Сфальсифицировать показания скорости и пробега все равно не получится. Цифровые тахографы устроены так, что любое вмешательство будет обнаружено инспектором при проверке, и водитель может понести административную ответственность.
Согласно Приказу №440, запрещены:
блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя.
К запрещенным действиям относят:
отключение электрического питания (отключение тахографа от АКБ);
отключение датчика скорости или установка на него неодимового магнита;
попытка удалить записанные данные, несанкционированное извлечение карты тахографа;
попытка изменить показания пробега с помощью намотки на сигнальный кабель или оборудования для имитации датчика скорости.
Вмешательства в работу прибора сохраняются в памяти устройства, и их можно распознать по истории событий и ошибок.
2. Использовать тахографы СКЗИ и ЕСТР одновременно
Приказ №440 запрещает одновременно использовать приборы для перевозок внутри страны (тахограф СКЗИ) и для международных перевозок:
«На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям, с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.)».
Также в тахографе СКЗИ должен активизироваться и использоваться один блок НКМ.
3. Устанавливать тахограф самостоятельно
Подключать тахограф самостоятельно нельзя — на это имеют право только мастерские, у которых есть лицензия ФСБ и регистрация в перечне ФБУ «Росавтотранс». Подробнее об этом рассказывали в статье.
4. Использовать тахограф, не соответствующий требованиям и прошедший поверку
К установке допускаются только те модели тахографов, которые содержатся в перечне на сайте ФБУ «Росавтотранс»:
При поверке проверяется точность работы тахографа как средства измерения, соответствие его характеристик эталонным значениям. Если отклонение не превышает указанной в нормативных документах погрешности — устройство допускают к эксплуатации.
Первичную поверку проводят перед установкой тахографа на ТС, далее — при ремонте или другом вмешательстве. Также периодические поверки тахографа ркомендуются:
для моделей ЕСТР — раз в 2 года;
для моделей с блоком НКМ (СКЗИ) — раз в 4–7 лет.
5. Оставлять карту водителя в тахографе после окончания смены
При завершении рабочей смены, после которой начинается период ежедневного или еженедельного отдыха, водитель обязан остановить машину, ввести в тахограф информацию о завершении смены, подтвердить координаты и извлечь карту водителя.
Если не извлечь карту вовремя:
тахограф засчитает переработку, если его не перевели в режим отдыха, а за это грозит штраф;
блок НКМ тахографа может слететь с гарантии;
может сломаться картридер.
6. Вставлять или извлекать карту водителя во время движения
Изымать карту в течение смены можно, но только во время остановок, например, перед уходом на обед или при проверке ГАИ. Однако в этом случае необходимо вручную зафиксировать в тахографе информацию о своих действиях в период отсутствия карты.
7. Передвигаться с неисправным тахографом или поврежденной картой водителя
Если тахограф или карта водителя неисправны, выходить в рейс нельзя. Если же поломка случилась в дороге, водитель может двигаться только в сторону автомастерской или автобазы, на это дается 7 суток. В это время нужно вести учет времени труда и отдыха вручную. Ремонтировать устройство самостоятельно запрещено. Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье.
8. Выходить в рейс без запаса бумаги для тахографа
Отсутствие ленты в тахографе приравнивается к неправильной эксплуатации прибора и наказывается штрафом от 3 тыс. рублей. Согласно Приказу №440, водитель должен иметь 1 рулон бумаги для печати в самом устройстве и еще 2 запасных.
9. Использовать тахограф, блок НКМ или карту водителя, срок эксплуатации которых истек
Срок действия карты водителя и блока НКМ — 3 года. Срок службы тахографа может варьироваться в зависимости от его типа и условий эксплуатации. В среднем он составляет от 5 до 10 лет.
10. Не выгружать данные с карты водителя вовремя
Данные с карты водителя нужно выгружать каждые 28 дней. В противном случае сведения могут быть перезаписаны или утеряны.
11. Нарушать правила хранения блока НКМ после замены
Предприятия обязаны хранить данные, выгруженные с карты водителя, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами, а также 1 год хранить блок НКМ и затем утилизировать его. Об утилизированных блоках НКМ и тахографах необходимо уведомлять ФБУ «Росавтотранс». Подробнее об этом рассказали в статье.
Штрафы за тахограф в 2025 году
За передвижение без тахографа, неисправный или неправильно использующийся тахограф по статье 11.23 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:
для водителей — от 3 000 до 5 000 рублей;
для должностных лиц: от 7 000 до 10 000 рублей;
для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
для юридических лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
За нарушение режимов труда и отдыха водителя:
для водителей — от 1 500 до 2 000 рублей;
для должностных лиц: от 7 000 до 10 000 рублей;
для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
для юридических лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
Важно понимать, что нарушением правил использования тахографа будет считаться в том числе езда с просроченной картой водителя и игнорирование требований по выгрузке и хранению данных тахографического контроля.
Любое оборудование нужно периодически проверять и настраивать, чтобы оно выдавало точные показания. Это касается и тахографов. Разбираемся, как делают настройку контрольного устройства в автомобиле и
Без этого прибора не обходится ни одна машина, однако не все автомобилисты знают его назначение и иногда путают со спидометром. В статье рассказываем, для чего
Согласно Приложению №2 Приказа Минтранса №440, тахографами не обязательно оснащать целый перечень ТС, в том числе спецтранспорт. Разбираемся, что относится к этой категории и чем
Несоблюдение правил использования тахографа и попытки повлиять на его показания инспектор легко обнаружит при проверке. Собрали список, что нельзя делать с прибором, чтобы не получить
Госдума и Совет Федерации одобрили давно обсуждаемый законопроект о реестре экспедиторов и электронном документообороте. Предполагается, что он повысит прозрачность грузоперевозок. Разбираемся, что ждет транспортные компании
Чтобы зарабатывать на услугах перевозки пассажиров автобусом или такси, водительских прав недостаточно — придется оформить специальную лицензию. Рассказываем, что для этого нужно. Кому нужна лицензия