Отмена ЕНВД: Какой налоговый режим выбрать перевозчику?

Содержание

После отмены ЕНВД перевозчики должны выбрать новый налоговый режим до 1 февраля. Какие есть системы налогообложения и чем они отличаются? Разбираемся в статье.

Первый день наступившего года принес множество перемен в законодательстве. В том числе и отмену самого популярного среди перевозчиков режима налогообложения. С 1 января 2021 года в России перестал действовать Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Индивидуальным предпринимателям, перевозчикам и небольшим транспортным компаниям, которые до этого момента пользовались ЕНВД, предстояло выбрать альтернативу. О своем решении было необходимо сообщить в налоговую до 31 декабря 2020 года. Без подачи уведомления в указанный срок, с 1 января бывших пользователей ЕНВД автоматически переводили на общий режим налогообложения (ОСНО).

Чем был удобен ЕНВД?

Многие небольшие перевозчики, чей автопарк не превышает 20 автомобилей, а в штате числится не более 100 сотрудников, выбирали ЕНВД. Этот налоговый режим действительно пользовался популярностью среди предпринимателей и транспортных компаний. В первую очередь это связано с тем, что система налогообложения была довольно простая и понятная: налог начислялся не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы.

Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равнялась 6000 рублей в месяц. При умножении этой суммы на годовой инфляционный коэффициент (2,005) получается 12030 рублей – такой ежемесячный доход в теории должен был приносить один автомобиль. От этой суммы предпринимателю нужно было уплатить 15% налога. В случае, если в автопарке числилась всего одна машина, ежемесячный налог составлял всего 1805 рублей. Этот платёж предприниматель мог сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя. Фактически, если предпринимателем является ИП, работающий на собственном автомобиле, налоги платить ему не приходилось: он лишь совершал социальные отчисления, большая часть которых шла на его же счёт в Пенсионном фонде.

Еще одним плюсом ЕНВД было несложное заполнение отчетности, хоть и сдавать её приходилось 4 раза в год.

Почему отменили ЕНВД?

ЕНВД действовал с 1998 года и отменить его пытались неоднократно. Главная причина кроется в том, что этот налоговый режим предусматривал взимание налога с предполагаемого дохода, а не с фактического. На момент ввода этой системы налогообложения такая методика подсчета доходов была оправдана, в то время как сейчас технологии шагнули далеко вперед и позволяют подсчитывать реальные доходы любого бизнеса, что делает их видимыми, а не предполагаемыми. Следовательно, сумма налогов по ЕНВД существенно ниже, чем по другим системам налогообложения.

Иными словами, налогоплательщики по ЕНВД сильно не доплачивали в государственный бюджет.

По словам Михаила Мишустина, только в 2019 году компании по Упрощенной системе налогообложения (УСН) заплатили 422 млрд. рублей налогов, в время как примерно такое же число предпринимателей на ЕНВД положили в казну в 6 раз меньше средств – 65 млрд. рублей.

Чтобы сгладить переход с ЕНВД на новую налоговую систему, был введен ряд льгот для предпринимателей. Например, во многих регионах уменьшили ставку по УСН, а для патентной системы налогообложения (ПСН) увеличили количество видов деятельности – с 60 до 80 – а также позволили уменьшать сумму налога на страховые взносы.

Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров рассказал, что на 18 января 2021 года из 1,3 млн. предпринимателей, работавших по ЕНВД, только 60 тыс. еще не определились с новым налоговым режимом. На то, чтобы принять решение, у них есть отсрочка до 1 февраля, иначе они так и останутся на ОСНО.

По оценкам Первой экспедиционной компании (ПЭК), отмена ЕНВД может увеличить налоговую нагрузку на мелких перевозчиков на 30%. Отмена налогового режима затронет около 2/3 малых транспортных компаний, в то время как малый бизнес составляет порядка 75% российского логистического рынка.

Какую систему налогообложения выбрать перевозчику?

На Ati.su составили небольшую характеристику для каждой из доступных перевозчикам систем налогообложения. Плюсы и минусы, кому подойдет и что нужно знать. Начнем с системы, на которую по умолчанию перевели неопределившихся предпринимателей.

Основная система налогообложения (ОСНО)

Это самый сложный налоговый режим из всех существующих в России. Его характеризует большое количество налогов и обязанность ведения полного бухгалтерского и налогового учета.

Плюсы

+ Не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам.+ Большинство крупных компаний работает на ОСНО и как плательщики НДС (20% от стоимости реализованных услуг/товаров) предпочитают работать с теми, кто платит этот налог.

+ Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС.

На Ati.su предложили следующий пример того, как работает ОСНО:

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик.

В связи с этим перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Но и у перевозчиков есть возможность сократить свои обязанности по НДС:

Если перевозчик приобретает запчасти, шины, топливо и прочие расходники автопарка у фирм, которые платят НДС, то уплачиваемый в дальнейшем налог можно заявить к вычету. Только для этого обязательно нужно документировать все покупки и траты.

Минусы

– ИП необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, необходимо тщательно документировать все расходы.

– Предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

– Платить налоги и предоставлять отчётность необходимо каждый квартал, а в некоторых случаях – каждый месяц.

Для того, чтобы предоставлять отчетности в срок, предпринимателям зачастую необходимо будет нанять дополнительного специалиста, который будет выполнять эту задачу точно и в срок. В идеале он должен быть знаком со спецификой автоперевозок. Эти дополнительные расходы могут перекрыть выгоду от работы с НДС.

– Не всегда возможно собрать достаточное количество платежей, за счёт которых можно сократить размер налога.

Например, ремонт автомобиля в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт в сервисе с НДС.

Нужно ли выбрать ОСНО? Чтобы решить оставаться на ОСНО или нет, на Ati.su советуют перевозчику задать себе два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего присмотреться к другой системе налогообложения.

Налог на профессиональный доход (НПД)

Для кого подходит?

Известен как налог для самозанятых. Подходит для частников-индивидуалов. НПД не предполагает наличие наемных сотрудников в штате, поэтому компании с несколькими машинами его избирать не могут.

Плюсы

+ Довольно прост: зарегистрироваться и подать отчетности можно через специальное приложение, для этого больше не нужно ходить в налоговую. Оплачивать налог также можно через приложение, а отчетность будет формироваться автоматически.

+ У предпринимателя есть выбор: платить или не платить взносы на пенсионное страхования. С НПД это не обязательно.+ Не обязывает перевозчика регистрироваться как ИП.Но в этом плюсе кроется и подводный камень.

Минусы

– Поскольку перевозчик с НПД может не регистрировать ИП, он не сможет уберечь себя от огромных штрафов за нарушение режима труда и отдыха и тахографы.

Это связано с тем, что Устав Автомобильного Транспорта гласит: «перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…»

– Размер налога: 4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний. При начислении НПД не предусмотрено уменьшение налоговой базы на расходы. А расходов в перевозках много.

На Ati.su предложили следующий пример:
Если оплата за перевозку составит 100 тыс. рублей, то налог будет рассчитан из этой суммы и составит 6 тыс.

– Ограничение максимального годового дохода. Суммарно в год перевозчик может получить доход в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей ежемесячно. При активной работе в эту сумму можно не уложиться.

Читайте также:  Почему растут тарифы на грузоперевозку? Как изменились спрос и предложение в 2021 году?

Патентная система налогообложения (ПСН)

Для кого подходит?

Патентная система налогообложения подходит только ИП, в штате которого не более 15 сотрудников.

Плюсы

+ ПСН можно считать приближенной к ЕНВД, поскольку в рамках этого режима сумма налога не зависит от реальных доходов.

+ В то же время у ПСН можно найти общие черты с НПД, так как предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет работников в найме.

Для перехода на эту систему налогообложения нужно получить патент. Этот документ выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Его стоимость зависит от региона, в котором вы патент получаете. Для того, чтобы узнать стоимость получения патента вам нужно на сайте ФНС выбрать свой регион и указать вид деятельности «Грузоперевозки».

Минусы

– Патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Это не значит, что перевозки можно совершать только в рамках региона патента. Вы можете доставлять грузы в любые другие регионы, но договор о перевозке должен быть заключен в регионе, где вы оформили патент.

В случае, если договор заключается в другом регионе, то сначала нужно будет купить еще один патент. Проблем не возникнет, если рейсы совершаются по одному и тому же маршруту «точка А – точка Б – точка А». В этом случае покупка патента выгоднее оплаты 6% с дохода на НПД. Но если на обратном пути «подворачивается» ещё один груз, то в этом случае необходим мозговой штурм, чтобы не попасть под штраф за неуплату налогов. Способы обойти этот острый угол есть, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти предпринимателю навстречу.

– Предприниматель на ПСН обязан платить страховые взносы. По результатам на 2020 год сумма взносов «на себя» 40 874 руб.

– Сумму страховых взносов нельзя учитывать для уменьшения налога.

Хотя государством допускается возможность это реализовать. Если это произойдет, то ПСН станет отличной заменой ЕНВД.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Разделяют два вида Упрощенной системы налогообложения: простая система 6% от доходов и чуть посложнее – 15% от доходов минус расходы. Чем они отличаются?

УСН – 6% от доходов

Если предприниматель выбирает этот вид расчета налогов, то он платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов.

Плюсы

+ Это довольно простая система, которая не требует сложных расчетов, а значит экономит время. Просто платите 6% от «грязного дохода».

+ Декларация о доходах подаётся раз в год

+ Сумму налога можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов. Финансовая нагрузка на перевозчика при 6% от доходов будет примерно равняться нагрузке при НПД.

УСН – 15% от доходов минус расходы

Такая система содержит в себе больше нюансов. Расчет налога производится следующим образом: из дохода, полученного от клиента, нужно вычесть средства, затраченные на грузоперевозку, и от полученной суммы выплатить 15% .

Кому подходит?

Ее следует выбирать тем перевозчикам, у кого доля расходов составляет более 60% от общей суммы, полученной за услуги. И только в том случае, если эти расходы можно подтвердить документально.

Плюсы

+ В дополнение к плюсам обычной УСН с 6% от доходов можно добавить, что при усложненной УСН перевозчик может сэкономить на уплате налогов, если расходы на автопарк велики.

На Ati.su приведено следующее сравнение этих систем УСН при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН 6% от доходов: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН 15% от доходов минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, нужно заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН 15% от доходов минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, нужно заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

Какой вид УСН выбрать? Вам подходит УСН 6% от доходов, если официально вы получаете невысокую выручку или существенную часть выручки составляют неучитываемые наличные.

Вам подходит УСН 15% от доходов, если официальные обороты вашей компании высоки, а также вы документируете расходы.

На что переходить с ЕНВД?

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к следующим выводам:

  • Условия ПСН максимально приближены к ЕНВД, поэтому патентную систему можно считать наиболее выгодной для перевозчиков. Для перехода на нее ООО могут переоформиться на ИП. Но следует иметь в виду, что перевозчик может заключать договора на перевозку только в регионе, где был куплен патент.
  • Второй по выгоде системой является УСН. В особенности, если ставка налога будет снижена. В некоторых регионах налоговая уже ввела такие льготы. При небольшом доходе перевозчика УСН будет даже выгоднее, чем патент, так как в этой системе налог прямо пропорционален доходу
  • ОСНО подойдет, если у перевозчика есть возможность работать с расходами и НДС. Как говорилось ранее, такая система наиболее актуально крупным компаниям с большим оборотом и крупными клиентами. Важно помнить, что «экономия» на НДС должна перекрывать расходы на дополнительный бухучет.

ФНС поделились с изданием «Коммерсантъ» процентной статистикой выбора альтернативного налогового режима. На момент беседы:

  • 57,5% выбрали УСН
  • 40% перешли на ПСН
  • 2,5% зарегистрировались в качестве «самозанятых» на НПД

У перевозчиков есть время, чтобы выбрать подходящий налоговый режим, до 1 февраля 2021 года. В ином случае они автоматически будут переведены на ОСНО.

Еще статьи по теме грузоперевозок:

Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к приказу №15
«Расшифровали» некоторые положения приказа по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004), чтобы как можно меньше водителей и индивидуальных предпринимателей получили штраф. А еще узнали, кто ответственен за нарушения.

Закончилась отсрочка на установку тахографа в 2020 году: кто получит штраф?
1 декабря истекла отсрочка на установку тахографов. Какие грузовики могут быть оштрафованы уже сегодня? Составили график, у какого класса грузовиков еще действует отсрочка.

Получите ли вы штраф «за тахограф»? Проверьте себя
Составили для вас памятку, в которой вы сможете проверить и «освежить» свои знания, чтобы избежать штрафа «за тахограф». + Список документов, которые необходимы для проверки.

Какой может быть штраф «за тахограф»?
Мы посчитали сколько вы заплатите за отсутствие или блокировку тахографа и нарушение режима труда и отдыха. А ведь штрафы за нарушения суммируются…

Штраф за неоплаченный проезд по платной дороге
С 10 января водители могут получить штраф за проезд «зайцем» по платной дороге. Какой размер штрафа? Можно ли его аннулировать? И на какой трассе уже действует новая система штрафов?

Реестр международных перевозчиков с 2021 года: что нужно знать?
В 2021 году сведения о международных перевозчиках будут включены в реестр. Какая информация будет занесена? И почему могут аннулировать допуск?

Новые правила весогабаритного контроля
Разработаны правила прохождения автоматического весогабаритного контроля. Как будут взвешивать грузовой автомобиль, и что нужно знать водителям?

(Прочитано 453 раз, 1 сегодня)
Оцените статью
  • Свежие статьи

  • Самые читаемые

  • Также может быть интересно
    Советы для водителей
    Статьи про мониторинг транспорта

    Как сбоящий ГЛОНАСС-сигнал влияет на мониторинг транспорта и РНИС

    Сигнал о местоположении транспортного средства может передаваться неправильно или прерываться из-за проблем со связью, хитростей водителей и других причин. Как это отражается на мониторинге и

    Читать далее »
    Новости транспорта

    Новые штрафы и правила для водителей и перевозчиков в 2024 году

    Как изменятся правила в сфере перевозок по заказу и что будет проездом по платным дорогам, какие новые штрафы могут коснуться автовладельцев по всей России. Рассказываем,

    Читать далее »
    Советы для водителей
    Статьи про тахографы

    Как выбрать тахомастерскую и не потерять деньги

    Тахографы должны устанавливать все владельцы грузовиков весом более 3,5 тонн и автобусов. Это — дорогое удовольствие, и есть большой риск наткнуться на развод. Чтобы не

    Читать далее »
    Советы для водителей
    Статьи про мониторинг транспорта

    Удаленная блокировка двигателя. Как заглушить машину дистанционно?

    Дистанционная блокировка двигателя — одна из функций в системе спутникового мониторинга транспорта. Она помогает защитить автомобиль от угона и обеспечить безопасность на дороге в экстренных

    Читать далее »
    Советы для водителей
    Статьи про мониторинг транспорта
    Статьи про топливо

    Датчик уровня топлива: причины поломок и как их избежать

    Выход из строя датчика уровня топлива (ДУТ) — распространенная проблема, которая доставляет водителям множество неудобств. Если вовремя не решить ее, можно остаться без топлива вдали

    Читать далее »
    Новости транспорта

    Новые правила выдачи пропусков в Москву и на МКАД в 2024 году. За нарушения ПДД можно остаться без пропуска на 30 дней

    Водителей грузового транспорта призывают быть еще более внимательными на дорогах — недавние поправки ужесточили правила выдачи повторных пропусков для проезда грузовиков по МКАД и Москве.

    Читать далее »

    Запрос звонка